Использование имущественных прав на товарные знаки иностранных юридических лиц:
бухгалтерский учет и налогообложение
В условиях, когда рынок товаров (работ, услуг) насыщен предложениями от различных производителей и продавцов, для привлечения внимания потребителей к конкретному товару (работе, услуге) каждый продавец (производитель) стремится каким-либо доступным ему способом выделить свой товар (работу, услугу) из ряда предлагаемых его конкурентами. Индивидуализация конкретных товаров (работ, услуг) может осуществляться путем использования различных средств, одним из которых являются товарные знаки и знаки обслуживания (далее - товарные знаки).
Товарные знаки согласно ст. 980 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З (с изменениями и дополнениями) (далее - ГК) включаются в состав объектов интеллектуальной собственности, исключительное право на которые принадлежит их обладателю (владельцу) (ст. 983 ГК).
Владелец 1 товарного знака в силу своего исключительного права на него может в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 05.02.1993 № 2181-XII "О товарных знаках и знаках обслуживания" (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон № 2181-XII) пользоваться и распоряжаться им, а также запрещать его использование другим юридическим и физическим лицам.
Товарным знаком, как указано в п. 1 ст. 1017 ГК, признается обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одного лица от однородных товаров или услуг других лиц.
В качестве товарного знака согласно п. 2 ст. 1017 ГК могут быть зарегистрированы словесные обозначения, включая имена собственные, сочетания цветов, буквенные, цифровые, изобразительные, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений.
Пунктом 3 ст. 1017 ГК также оговорено, что товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
Указанные выше положения ст. 1017 ГК дополнительно закреплены и в ст. 1 Закона № 2181-XII.
В большинстве случаев товарные знаки помещаются на товары и (или) их упаковку, этикетки и описания товаров, наносятся на фирменную одежду обслуживающего персонала, экземпляры рекламной продукции, фирменные бланки, канцелярские товары, указываются в названиях или используются при оформлении интернет-сайтов, на рекламных щитах, вывесках и стендах.
Создание и популяризация товарного знака до состояния, когда он будет легко узнаваем потребителями, а обозначенные им товары (работы, услуги) будут широко востребованы ими, требует значительных капиталовложений и занимает длительное время. В связи с этим достаточно распространенной практикой является использование чужих товарных знаков для извлечения прибыли от реализации своих товаров (работ, услуг), в том числе хорошо известных отечественному потребителю или пока еще не очень известных иностранных компаний.
Передача прав на использование товарного знака иностранной организацией 2 , его владельцем (лицензиаром), другому лицу (лицензиату) осуществляется на основании заключенного лицензионного договора, который в большинстве случаев является возмездным.
Вознаграждением по лицензионному договору, получаемым иностранной организацией за использование ее имущественных прав на товарный знак, выступают лицензионные платежи, которые бывают двух видов: паушальный платеж и роялти.
Паушальный платеж - твердо зафиксированная сумма вознаграждения за предоставленные по лицензионному договору права на использование объектов интеллектуальной собственности вне зависимости от фактических размеров реализуемой лицензионной продукции (услуг). ............