Часть полного текста документа:Исполнительные функции у СДВГ детей Нарушение, тренировка исполнительных функций при СДВГ Синдром дефицита внимания и гиперактивности - это одна из форм минимальных мозговых дисфункций - ММД. Для этого расстройства характерны патологически низкие показатели внимания, памяти, слабые мыслительные процессы при нормальном или даже высоком уровне интеллекта. Большой проблемой является то, что эти дети не могут в полной мере использовать свои интеллектуальные способности, не могут себя реализовать, не могут продемонстрировать то, на что они действительно способны. Им нужна специальная помощь и поддержка в семье. Расстройства внимания отличаются повышенной отвлекаемостью и неспособностью к деятельности, требующей когнитивных усилий. В статье "признаки и симптомы СДВГ" были рассмотрены диагностические критерии нарушенного внимания по американской классификации болезни DSM-IV. Абсолютно все из вышеперечисленных там признаков так или иначе связаны с нарушением исполнительных функций. Импульсивность же таких детей является прямым индикатором недостаточности исполнительного звена. Нарушение исполнительных функций Современные исследования дают возможность предположить в качестве первичного компонента расстройства - нарушение исполнительных функций интеллекта и рабочей памяти. По своему типу этот дефицит напоминает лобный синдром у взрослых. Это позволяет предполагать определённую дисфункцию лобной коры и нейрохимических систем, проецирующихся в лобную кору. Компьютерная томография подтверждает нарушения лобно-подкорковых путей. Эти пути богаты катехоламинами (допамин, адреналин, норадреналин). Этим частично можно объяснить положительные результаты лечения стимуляторами. Несмотря на то, что медикаментозные средства, в том числе, лечение стимуляторами, не всегда и не всем подходит, хотя и дает определённые положительные результаты. Побочные эффекты могут быть значительными. Кто, например, захочет чувствовать себя постоянно сонливым и при этом не очень хорошо засыпать? Дисфункция лобной коры Причина слабого произвольного внимания и самоконтроля, неустойчивой мотивации заключается в дисфункции лобной коры головного мозга. Лобная кора осуществляет динамическую интеграцию, взаимодействие нейронов мозга, обеспечивающих достижение нужного результата. Нарушение деятельности лобной коры и нейрохимических связей, связывающих её с серединными структурами приводит к дезинтеграции процессов в головном мозге, нарушению способности предвидеть предстоящие события, планировать свою деятельность. Выдающийся русский психиатр С.С. Корсаков назвал лобную кору не самим умом, а его "направляющей" силой. Лобная кора отвечает за постановку целей и задач, планирование и выполнение деятельности. Лобная кора также отвечает за мотивационную сторону поведения-формирование намерений, побуждений, мотиваций, а также за умение контролировать эти побуждения. Внешняя активация К 13-15 годам морфологический процесс созревания головного мозга уже закончен. Дальше идет развитие личности. Понятно, что не соответствуя по незрелости целеполагания, самоконтроля и поведения возрастным нормам, дети СДВГ трудны для окружающих. Когда ребёнок остается один, он становится вялым, слоняется без дела или занимается чем нибудь монотонным. ............ |