Часть полного текста документа:Исламизация на рынке капитала (на примере Пакистана) Зафар Икбаль Захид (Пакистан) аспирант кафедры "Ценные бумаги и биржевое дело" Вопросы функционирования финансовых систем исламских стран очень редко освещаются на страницах российских научных изданий. Между тем они, несомненно, заслуживают специального анализа, учитывая роль исламских государств в современном мире. Пакистан в этом отношении - пример очень показательный, поскольку в этой стране религия играет очень большую роль как в экономике, так и в политике и где исламизация всех сторон жизни, в том числе финансовых отношений, провозглашена в качестве целей государственной политики. В июне 2000 г. Федеральный шариатский суд Пакистана потребовал от правительства в течение полутора лет перейти на мусульманские принципы деятельности, что предполагает, в частности, запрет процентов, взимаемых по ссудам. Автор публикации показывает, что процент - объективная экономическая категория и отменить ее декретом нельзя. Так или иначе процент есть и в мусульманских финансовых учреждениях, просто он называется иначе. Меня как читателя откровенно позабавил способ обхода предписаний блюстителей чистоты ислама, о котором говорит автор. В стремлении сделать финансовую систему мусульманской название "проценты" было изменено на "наценка" (mark-up), и бизнес продолжался в обычном порядке. Тем не менее процесс тотальной исламизации финансовой системы идет в Пакистане полным ходом. Аналогичные процессы характерны и для ряда других мусульманских стран, в частности Саудовской Аравии, Ирана и Египта, и поэтому ознакомление с опытом Пакистана в этом вопросе весьма любопытно и поучительно. Автор публикации не только изучал данный вопрос как исследователь - он десять лет проработал в одном из пакистанских банков, так что представляет ситуацию изнутри. Профессор Б.Б. Рубцов * * * Механизм функционирования рынка капитала в исламских странах несколько отличается от общеизвестного. Главная причина этого отличия заключается в следовании постулатам Корана, запрещающим взимание процентов. Исламизация финансовых институтов в соответствии с принципами Корана, в особенности банковских институтов и институтов страхования, получила распространение с 1950 г. В настоящее время исламские банки и исламские страховые компании функционируют по всему миру (имеется такой банк и в российской столице). Кроме того, многие из развивающихся рынков, находящихся в таких исламских государствах, как Египет, Турция, Бангладеш, Пакистан, Малайзия, посредством размещения исламских ценных бумаг смогли прекратить бегство капитала из своих стран. Тем не менее механизму функционирования исламских банков и исламских ценных бумаг до сих пор не уделяется достаточного внимания со стороны европейских ученых. Основное отличие исламских ценных бумаг, как и исламских банков, определяется, как уже говорилось, запретом Корана на взимание процентов. Принципы ислама разрешают получение прибыли, но запрещают взимать фиксированный процент по депозитам и ссудам. Коран подчеркивает необходимость господства "адл" (справедливости) во всех обменных операциях. Но, например, предоставление ссуды обязательно заканчивается получением процентов в виде платы за ссуду, то есть обменом ценностей, не эквивалентных по стоимости, поэтому некоторыми исламскими учеными постулаты Корана трактуются в том смысле, что Коран запрещает ссуды. Согласно их трактовке запрещается также и биржевая игра ("гарар")(* "Гарар" определяется как риск, неопределенность, неясность и недостаток возможности продать хороший товар.) Держание акций на достаточно короткий срок (биржевая игра) можно отнести к спекуляции. ............ |