Часть полного текста документа:Искусство создания комфортной "покупательской" среды Дарья КИМ В современных условиях создание комфортной среды для пребывания в аптеке и совершения в ней покупок - целое искусство. Искусство, овладение которым сулит предприятию не только субъективные эстетические "приятности", но и объективный экономический успех. Планировка "логики" торгового зала Организация такой среды должна учитывать ассортимент, определенную специализацию, а порой и особенности конкретных товаров. Обустройство торгового пространства - не просто создание маршрута и расстановка оборудования. Грамотную планировку невозможно осуществить без понимания процесса продаж, характера спроса на товары и особенностей их поиска и выбора. Торговый зал легко украсить и обновить, но гораздо труднее изменить его внутреннюю логику, особенно если аптека уже открылась и работает. Весь комплекс оперативных мер (ассортимент, мерчендайзинг в узком смысле этого слова, специальные акции и программы лояльности для покупателей) в неэффективно спланированном торговом зале может лишь частично реализовать потенциал продаж, существующий у аптеки. Искусство планировки логики торгового зала аптеки можно представить как определенный алгоритм, разбитый на следующие стадии: 1) определение товаров - "создателей потока" и их размещение в торговом зале; 2) правильное расположение товаров различного типа спроса; 3) учет условий выбора товаров; 4) создание маршрута в торговом зале; 5) распределение места между товарными группами; 6) выделение зон в торговом зале согласно логике покупателя, выбор концентрации представления товаров; 7) вычленение визуально привлекательных товаров, которые могут участвовать в направлении потока + расстановка акцентов в торговом зале; 8) определение сложных мест в зале и выбор планировочных приемов работы с ними. Остановимся подробнее на перечисленных пунктах "топографического" алгоритма. 1. Товары, создающие поток, легко выделяются в аптеке и размещаются в глубине торгового зала, дальше от входа и касс. 2. Сложные и/или дорогие товары в аптеке требуют времени на выбор и спокойной обстановки в процессе изучения их характеристик. Такие товарные группы либо вообще не ставят в зоне интенсивной проходимости (особенно это нежелательно в длинных торговых залах), либо расширяют эту зону, чтобы одни посетители могли спокойно осуществлять выбор, а другие - проходить мимо. 3. Покупка некоторых товаров в аптеке (таких, как, например, средства по уходу за проблемной кожей, ряд лекарств безрецептурного отпуска) - дело достаточно интимное. Покупателю гораздо удобнее выбирать их, когда они расположены в некотором удалении от эпицентра покупательского потока. 4. Прохождению максимального пути в торговом зале и увеличению числа покупок способствует логичное и интересное размещение товарных групп. Размещение товаров согласно логике продавца, но не зала, ограничивает число импульсных покупок и может не давать представления о широте и глубине ассортимента аптеки. Чем больше торговый зал, тем важнее сгруппировать по зонам товары, объединенные общностью спроса и применения. ............ |