Часть полного текста документа:Искусство наказывать и прощать "Я знаю, что детей бить нельзя и телесные наказания- не дело. Да я ведь его и пальцем не трогаю. Знаете, что я делаю? Онстрашно боится темноты-так я его запираю в подвал, выключаю свет и оставляю там. Посмотрели бы вы, какой он потом шелковый становится!"-это рассказотца, который привел на обследование шестилетнего мальчика с сильным неврозом. "Не верьте вы ему. Уж я его насквозь вижу, притворщика. Нарочно - медленно отстегиваю ремень-еще и не коснусь, а он ужеорет, зовет маму на защиту"-так говорит другой отец, огорченный плохой успеваемостью сына-третьеклассника. "У меня есть принцип: ничего не хвалить, пока сын не достигнет совершенства. А он никогда не достигнет. Я проcто добиваюсь,чтобы у него было чувство ответственности - а его нет!" - подобным заявлением начинает свой длинный рассказ третий отец, сильно озабоченныйповедением одиннадцатилетнего сына. Он страшный лентяй, лгун, замалчивает плохие отметки, никакие наказания не помогают. Мы процитировали высказывание троих отцов, но это не значит, что ошибки и перегибы в воспитании - удел только отцов. Жестокости,подобной той, какая исходит из первого приведенного примера, непонимания, о котором свидетельствует второй пример, нелепых принципов, на коих основановоспитание в третьем случае,-всего этого в избытке, к сожалению, и у мам, бабушек, дедушек, дядюшек и других воспитателей. Задумаемся глубже над третьим случаем. Он совсем не редкость, и я искренне убежден, что многие родители узнают себя. Уже этоговполне достаточно для более тщательного разбора. Отец утверждает, что наказания не помогают, и он пришел посоветоваться, есть ли такое наказание, которое воздействует на сына.От матери и самого мальчика мы узнали, что отец действительно никогда не поступается своими принципами. Никаких одобрений и похвал. Отец полагает, чтомальчик "обязан все уметь" и нечего ждать от отца помощи и совета. Отец педантично контролирует выполнение домашних заданий и поручений, которыедает он сам; беда, если обнаружится ошибка. Мальчик избегает этого контроля как только может. Тем самым он запускает уроки, школьные оценки ухудшаются.Соответственно повышаются отцовские требования, отец все строже, неистовее в своем контроле-и вот готова разразиться семейная катастрофа. Притом нетсомнений, что намерения у отца благие, мальчиком он дорожит и хотел бы воспитать его как можно лучше. Что на это скажет психолог? Для начала зададимся вопросом, что же такое наказание. В голову сразу лезет воспоминание о полученных в детстве несколькихзатрещинах или домашнем аресте за небрежно нацарапанное домашнее задание, либо за шалость. Но, наверняка, вспомнятся и друзья, для которых затрещины былиобычным делом, поскольку сыпались справа и слева, и никакая "домашняя тюрьма" не могла заставить их аккуратнее писать. Ибо наказание-это вовсене действие со стороны наказывающего, а то, что происходит в наказываемом ребенке. То, что он при этом переживает. С точки зрения психологии это хорошовсем известное неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно скорее избавиться и никогда более не переживать. Так же обстоит дело с поощрением. Награда-это отнюдь не всегда то, что мы считаем таковой, а то, что воспринимается ребенкомкак поощрение. Приятная, возвышающая удовлетворенность делом, за которое похвалили дорогие нам люди. ............ |