Часть полного текста документа:Искусство Древнего Египта. Новое царство После периода упадка, вызванного нашествием гиксосов, искусство Египта переживает яркий расцвет в эпоху Нового царства (ок. 1580 - ок.1085 гг. до н.э.). Успешные походы в Азию и приток богатств обусловливают исключительную роскошь быта египетской знати этого времени. Суровые, драматические образы эпохи Среднего царства сменяются утончённо-аристократическими. Усиливается стремление к изяществу и декоративной пышности. Заупокойный храм царицы Хатшепсут В архитектуре получают развитие традиции предыдущего периода. Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или "дома" богов. Один из них - заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525-1503 гг. до н.э.) - находится в Дейр-эль-Бахри в Фивах, на западном берегу Нила. Храм был посвящен Хатхор - богине любви, музыки и танца, дочери бога Ра, глубоко почитавшейся египтянами. Сама же царица Хатшепсут (XVIII династия) была личностью незаурядной. Захватив власть у пасынка, будущего Тутмоса III (XVIII династия), она не столько воевала, сколько восстанавливала старые и строила новые храмы. С ее именем связана также морская экспедиция в страну Пунт (вероятно, территория современного Сомали). В своих многочисленных изваяниях Хатшепсут, хрупкая, миниатюрная женщина с характерным очертанием узкого лица, высоким лбом и широко расставленными, удлинненными краской глазами, - всегда изображалась в образе мужчины, с традиционной для изображений фараонов бородкой. После смерти Хатшепсут Тутмос III приказал уничтожить ее статуи, а в надписях сбить ее имя. Храм в Дейр-эль-Бахри - выдающийся памятник древнеегипетского зодчества - построил архитектор Сененмут, царский фаворит. Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые, служа сооружению оригинальным фоном, в то же время сливаются с ним в единое, неповторимое целое. Храм состоит из двух ярусов террас, соединенных пандусами и обрамленных портиками, обнесенного колоннадой открытого двора и вырубленного в скалах святилища. Строгий облик храма разнообразили статуи царицы Хатшепсут в образе Осириса, колонны, на капителях которых была высечена голова богини Хатхор, а также росписи и рельефы. На террасах располагались водоемы, росли деревья. Храм в Карнаке Наряду с полускальными храмами в архитектуре Нового царства получают распространение храмы-святилища открытого типа. Наиболее совершенными воплощениями культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет Сут и Ипет Рес, посвященные богу Амону-Ра. Ныне они известны как храмы в Карнаке и Луксоре. Храм Амона в Карнаке строился на протяжении многих веков - от Среднего царства до эпохи Птолемеев. Результатом этого является множество пилонов, площадей, ворот, залов, обелисков, коридоров и т.п. Большая часть построек возведена в эпоху Нового царства. Храм, имеющий в плане форму буквы "Т", в основной своей части (идущей с запада на восток) имеет структуру, типичную для храмов Нового царства - с его пилонами, открытым двором, гипостильным залом и святилищем. В наше время вход на территорию храма Амона начинается на древней пристани, от которой к первому пилону ведет аллея сфинксов (с телом льва и головой барана), созданная при Рамсесе II (XIX династия). Справа от пристани располагается небольшое святилище для ладей, возведенное царем Хакором (XXIX династия) и использовавшееся в качестве места остановки божественных процессий, когда священная ладья Амона покидала храм или, наоборот, возвращалась в свою обитель после очередного празднества. ............ |