Часть полного текста документа:Искать свой особый путь С тех пор, когда произошло официальное "рождение" теории постиндустриального общества, прошло уже более тридцати лет. Настало время подводить предварительные итоги того, насколько оправдались предсказания Д. Белла, О. Тоффлера, Л. Туроу и прочих исследователей. Попытку такого подведения итогов представили нам В. Иноземцев и В. Красильщиков. С одной стороны, "грядущее постиндустриальное общество" становится, утверждают они, все более реальным и осязаемым. В сущности, для развитых стран Запада (Северная Америка + Западная Европа = "Еврамерика") оно стало уже не "грядущим", а настоящим. С другой же стороны, очевидно, что дверь в этот "дивный новый мир" довольно узка, и далеко не все могут в нее войти. Создалась парадоксальная ситуация: в то время как сравнительно небольшая группа развитых стран Запада уже явно стоит на пороге этой двери, другие страны мира осознают, что их путь к вожделенному порогу стал не короче, а, наоборот, длиннее, чем казалось в 60-е гг. Именно этот острый парадокс в последнее время находится в центре исследований В. Иноземцева. В. Иноземцев - единственный в России обществовед, специализирующийся на проблемах теории постиндустриального общества и сумевший создать собственную версию (концепцию "постэкономического общества"). Его идеи в последние годы получили широкую известность, а большинство специалистов признают, что эти исследования актуальны и необходимы для правильного понимания итогов ХХ в. и перспектив третьего тысячелетия. Сегодня, сопоставив идеи В. Иноземцева и В. Красильщикова, мы имеем возможность подискутировать на этот счет и, в частности, уточнить постановку некоторых важных теоретических проблем. Может быть, именно этим обусловлен тезис В. Иноземцева, согласно которому "современный мир формируется как расколотая цивилизация с единым центром силы, представленным сообществом постиндустриальных обществ". Сомнительно прежде всего утверждение, что современный мир образует единую цивилизацию не случайно в самом этом тезисе главный акцент сделан не на единстве, а на расколе. Те выводы, к которым приходит В. Иноземцев, заставляют вспомнить о "Столкновении цивилизаций" Хантингтона. (Кстати, положение В. Иноземцева о самодостаточности "постиндустриальной цивилизации" очевидным образом противопоставляет ее другим цивилизациям.) В. Красильщиков также полагает, что "постиндустриальный Запад" становится все более самодостаточным и все менее нуждается в периферийных странах как в источниках сырья и рынках сбыта. Однако если В. Иноземцев склоняется на этом основании к выводу, что даже Япония вряд ли догонит "Еврамерику", то В. Красильщиков, напротив, скрупулезно, с фактами в руках, рассматривает те "ответы", которые пытаются дать неевропейские страны на этот "вызов". Картина получается довольно мозаичная и неоднозначная. Наименее успешным оказался ответ стран Латинской Америки, которые, по В. Красильщикову, "не совершили никаких серьезных технологических прорывов, а лишь повысили качество, снизили издержки и усовершенствовали производство старых, сугубо индустриальных видов товаров". В результате сохранился порочный круг "бедность необразованность бедность", который блокирует любые подходы к постиндустриальному "раю". ............ |