Часть полного текста документа: Для более полного понимания гносеологических воззрений Н. О. Лосского необходимо изложение метафизических построений философа, наиболее полно изложенных в статье "Типы мировоззрений". Возвращаясь к традиции классической европейской философии, он видит в философии науку, отличающуюся от частных наук всеобщностью и глубиной оснований: "Метафизика есть наука о мире как целом; она даёт общую картину мира как основу для всех частных утверждений о нём". Выделяя в метафизике три раздела - онтологию, исследующую элементы, из которых слагается вселенная; космологию, изучающую мир как систематическое целое и естественную теологию, исследующую вопрос о Сверхмировом начале, Абсолютном - автор последовательно излагает наиболее общие сложившиеся в этих разделах философского мировоззрения представления, последовательно подводя читателя к разделяемому им философскому мировоззрению. Приведу вкратце эту систему взглядов. В философии словом "событие" принято называть всякое состояние вещей, возникающее и исчезающее во времени. Процесс есть связный ряд событий. В событиях и процессах следует различать содержание и форму - все они имеют форму времени, т.е. имеют некую продолжительность с различным содержанием: содержание, например, сверкания молнии, есть свет, тогда как форма - секунда времени. Итак, время есть форма событий, оно делимо до бесконечности, но отнюдь не являет собой сумму бесконечного множества моментов, "время более чем непрерывно: оно - сплошное". Самым важным свойством времени является внеположность его частей в отношении друг к другу, что влечёт раздробленность содержания всякого события и процесса, в силу их временной формы. Таким образом, содержание события в каждый следующий момент есть нечто новое в сравнении с предыдущими моментами, вся окружающая среда ежемгновенно меняется. Рассматривая вопрос о пространстве как форме материальных процессов, Лосский подчёркивает его неразрывную связь со временем, ежемгновенное рождение нового пространства. Зададимся вопросом, состоит ли весь мир только из событий и процессов, которые, имея форму времени, обладают свойством "непрерывной исчезаемости", или же в мире существует такое бытие, которое не имеет временной формы и потому существует, пребывая как нечто постоянное. Всякое событие возникает под влиянием какой-либо причины, но сами события не могут обладать силой творить новые события, непрерывно исчезая. Таким образом события творятся существами без временной формы, примером такого существа является я каждого человека: "Я есть источник и носитель событий ... они возникают и исчезают во времени; но сам я не возникаю и не исчезаю во времени, я есмь то же самое я, ... я стою выше времени, ... от меня зависит, сколько времени я совершаю акт внимания. Следовательно, я как творец временной формы своей жизни есть существо сверхвременное". Сверхвременное существо, творец своих состояний во времени и носитель их назван словом субстанция, для акцентирования внимания на активности этого существа, Лосский называет его "субстанциальным деятелем", сверхвременным и, как нетрудно понять, и сверхпространственным. Философ Спиноза полагал, что существует только одна субстанция, Бог, и, следовательно, весь мир есть проявление Бога. Лосский не согласен с этим учением, имея центром своей метафизики понятие личности, наделённой свободной волей, жизненной силой и творческой потенцией: "Личность есть центральный онтологический элемент мира" и желая укоренить личность в самом фундаменте бытия с помощью учения о субстанциальных деятелях. ............ |