Часть полного текста документа:Интонация как эффективная единица коммуникативистики Галина Максимова Фонетическая стилистика - фоника (от греч. рhone - звук, голос) рассматривает изучаемый нами предмет, опираясь на исследования классической лингвистики. Так, классическая лингвистика выделяет две основные интонационные функции: грамматическую, или синтаксическую, и эмоциональную. Доминантой нашего внимания является эмоциональная функция интонации, которая находит свое отражение в работах по психолингвистике, восходящих к психологической школе Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Театрально-сценическая педагогика, в частности, система К.С. Станиславского опирается на труды о высшей нервной деятельности физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Теория психолингвистики и практика театрально-сценических исследований не противоречат друг другу, а служат фактическим основанием для развития исследований в области педагогической коммуникации в направлении технологий коммуникативно-речевого процесса. И это закономерно, так как просматривается единое происхождение этих направлений. Они происходят из античных риторических трактатов, необозримое количество которых предлагает современным исследователям для осознания "разнообразие и изощренную глубину мысли" [1, 9]. "Ораторская игра" (терминология Цицерона) - одно из направлений, описанных в трактатах. "Самое важное в искусстве речи - это, во-первых, произнесение, во-вторых, произнесение и, в-третьих, произнесение", - писал Демосфен. Специфика нашего исследования заключается в изучении интонационной способности личности, особенностей восприятия интонационных характеристик, фиксации интонационных единиц, попытке их диагностики, моделирования, коррекции, т. е. в теоретическом аспекте включает анализ взаимосвязи интонационной функции и эмоциональных характеристик субъекта, построение схем и моделей этих взаимосвязей, а в прикладном - апробацию технологий интонационных функций для эмоциональной нормализации, расширение коммуникативной эффективности в профессиональной педагогической деятельности. Русская фоника (как и фонетика любого языка) имеет удивительно любопытную по неповторимости и разнообразию историю и географию. Исследование этого предмета не так просто, так как "живую речь" мы можем анализировать только в рамках одного столетия, начиная с создания Эдисоном фонографа сто лет назад. Но, несмотря на это, без сомнения, этот предмет находит своих исследователей в диахронической фонетике, анализе и сопоставлении фонетической географии как в региональных выговорах одного языка, так и с учетом закономерностей фонетического рисунка разных языков мира. Одной из первых русскоязычных работ в этом направлении является "Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречья" (1743 г.). М.В. Ломоносова, который фиксирует наблюдения и рекомендации по индивидуально-фонетическому "оформлению речи" с учетом интонации [2, 77-78]. Впоследствии в работах М.М. Сперанского, А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского мы находим попытку выстроить систему "страстей" в "изустном произношении" [2, 142], упоминания о "страстном в слове" для "усиления внимания" [2, 88], "фигурах мыслей пленяющих" [2, 162]. Интеграционный интерес к исследованиям данного предмета концентрируется на освещении перцептивного анализа в соответствии с индивидуальными акустическими качествами речевого сигнала. ............ |