Введение
В работе рассмотрены основные причины возникновения интеллектуального террора и социально-экономические методы его профилактики; обоснован парадокс усиления роли индивидуальности в условиях глобализации.
Одним из отрицательных аспектов информационного развития является интеллектуальная преступность, причины и последствия которой рассматривались в научной литературе. Между тем, как правило, в исследованиях затрагивались либо информационные, либо юридические аспекты данной проблемы, а экономическому уделено недостаточно внимания.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТЕРРОР И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НИМ
К разновидностям интеллектуальной преступности можно отнести интеллектуальный террор (ИТ) и интеллектуальные диверсии (ИД), наиболее красноречивые примеры которых изложены в таблице (см.). Указанные и ряд других фактов свидетельствуют о том, что цивилизация вступает в период, когда формируются возможности для развития интеллектуальной преступности, и в частности - для ИТ и ИД.
Под ИТ понимается использование интеллектуальных возможностей индивидуума (или локальных групп индивидуумов) и находящихся в его (их) распоряжении современных информационно-коммуникационных технологий для уничтожения других индивидуумов (или групп индивидуумов).
Под ИД понимается использование интеллектуальных возможностей индивидуума (или локальных групп индивидуумов) и находящихся в его (их) распоряжении современных информационно-коммуникационных технологий для нанесения урона, дестабилизации или уничтожения экономической, научно-технической или социальной систем.
В последние десятилетия возможности для осуществления ИТ и ИД в современных условиях возникают вследствие усиления глобализации и широкого развития информационно-коммуникационных технологий.
Прежде всего, это связано с тем, что цивилизация вступает в принципиально новый этап развития, когда существенно возрастает роль индивидуального интеллекта и интеллекта локальных групп индивидуумов. Здесь может возникнуть возражение: интеллект ценился всегда и всегда был двигателем прогресса. Это действительно так. Но в неглобализационную эпоху индивидуум мог непосредственно повлиять лишь на небольшие группы других индивидуумов и незначительные социально-экономические образования (например, трудовые коллективы, предприятия, учебные группы и т. п.). В неглобализационную эпоху влияние индивидуума на крупные социально-экономические объекты (национальную и международную экономику, национальную и экономическую безопасность государства, отечественную и международную валютно-финансовую систему, политическую систему государства и т. п.) могло проявляться только опосредованно и через значительный лаг времени.
Требовалось время (а иногда очень значительное), чтобы идеи индивидуума овладели массами и стали непосредственным фактором развития. Иначе говоря, в предыдущие эпохи индивидуум мог влиять на развитие опосредованно: индивидуум создает идею - идея овладевает массами - массы (сотни тысяч, а иногда и миллионы людей) воплощают эту идею в том или ином виде деятельности, преобразуя определенную сферу жизни. И только тогда, когда идея воплощена в действиях определенной критической массы людей, она становится непосредственным фактором развития.
В глобально-постиндустриальную эпоху ситуация коренным образом изменилась. ............