1. Задачи курса
Высшие учебные заведения готовят специалистов - инженеров, научных работников, менеджеров, будущая деятельность которых в значительной мере относится к сфере интеллектуального труда. Результатом интеллектуального творческого труда является интеллектуальный продукт, который в определенных случаях представляет собой товар и пользуется рыночным спросом.
Творческое решение, зафиксированное на материальном носителе, или воплощенное в каком-либо материальном объекте, может быть кем-то заимствовано у авторов (или собственников) без разрешения и эксплуатироваться с определенной выгодой.
Поэтому, будущему специалисту необходим некоторый запас знаний и о том, что представляет собой результат творчества конструктора, технолога, ученого, управленца, и о том, как юридически защитить результаты своего интеллектуального труда. Человек, ценящий плоды своего творчества, будет с уважением относиться к чужим результатам.
Выполняя научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую, технологическую разработку в технической или естественнонаучной области, публикуя новую теорию, гипотезу или идею в гуманитарной сфере, студент, аспирант (а тем более - специалист) создает в результате своей интеллектуальной деятельности определенный интеллектуальный продукт. Его охрана, а порой и защита от недобросовестного использования требуют необходимых знаний и опыта. Эти знания и опыт он должен приобретать, изучая соответствующую дисциплину - основы интеллектуальной собственности.
Кроме того, выполняя вышеперечисленные разработки, обучающийся (или уже прошедший обучение в вузе) использует информацию о результатах работ других исследователей, специалистов и, публикуя свои результаты, он должен уметь соблюсти права авторов этой информации. Этому также следует обучать студентов и аспирантов вузов.
Специалист (как будущий, так и уже состоявшийся), будь то руководитель любого ранга (участка, отдела, цеха, предприятия, организации, объединения и т.д.), научный работник, конструктор, технолог, работая профессионально в выбранной им сфере деятельности должен обладать хотя бы минимумом знаний в сфере интеллектуальной собственности, а именно иметь представление о том:
Ø какие результаты разработки могут и должны иметь правовую охрану и каков вид этой охраны;
Ø как определяются, выявляются объекты интеллектуальной собственности (ОИС) в процессе разработки новой техники, технологии, материалов;
Ø как оформить заявочные материалы на правовую охрану ОИС, в том числе за рубежом;
Ø как оформляются отношения по использованию ОИС в Российской Федерации и за рубежом;
Ø как и для чего используется патентная документация России и других стран; и др.
С этой целью в учебную программу введена дисциплина, в рамках которой студенты приобретают необходимые знания и навыки в этой области.