Министерство образования и науки Украины
Запорожский национальный университет
кафедра теории и практики управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: Инстинкт и его роль в жизни человека
Выполнила ст. группы_____4224-II______02.12.05.________Канашкова Е.Ю.
Руководитель_____________ст.пр. кафедры теории и практики управления, к. филос. н.__________________________ 02.12.05._______Бутченко Т.И.
Нормоконтролер_____________________________________Бутченко Т.И.
Запорожье
2005
Содержание
Введение
1. Методологический аспект изучения инстинкта и его роли в жизни человека
1.1 Содержание понятий: «личность» и «инстинкт»
1.2 Основные подходы к изучению инстинкта и его роли в жизни человека
2. Инстинкт как неотъемлемый признак личности
2.1 Место инстинкта в структуре личности
2.2 Инстинкт как условие и продукт филогенетического развития личности
Выводы
Список использованных источников
Введение
В современном обществе личность играет все большее значение в общественном развития, что связано с научно-технической революцией: «умным» машинам нужны умные работники. Субъектом НТР может быть только инициативная высокоразвитая личность. Увеличение производственного труда ведет к значительным сдвигам в социально-классовой структуре – появляются средние слои, обеспечивается комфортный морально-нравственный климат в обществе. Изучение личности возможно только при условии рассмотрения всех ее компонентов, которые взаимосвязаны. Поэтому и рассмотрение инстинкта в структуре личности имеет на сегодняшний день социально-практическое значение.
Для того чтобы определить актуальность изучения инстинкта, необходимо проанализировать взгляды на эту проблему ученых различных научных школ.
Так, для Фрейда актуальность изучения инстинкта заключалась в том, что, по его мнению, инстинкт был существенной мотивационной силой поведения человека. В инстинктах, по Фрейду, проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека определяется инстинктами. Поэтому актуальность изучения инстинкта обусловлена тем, что инстинкты как таковые являются «конечной причиной любой активности» [22, С.116]. Но хотя инстинкты были, по Фрейду, движущей силой поведения они не определяли специфические поведенческие проявления. Основной акцент делался скорее на том, что является инстинктивным, чем на самих инстинктах.
В теории К. Юнга инстинкты рассматриваются как архетипы – врожденные первообразы, обуславливающие поведение. Актуальность изучения архетипов Юнг объяснял тем, что, аналогично тому, как инстинкты животных есть приспособления к самым общим и постоянным условиям окружающей среды, коллективное бессознательное (архетипы) осуществляет приспособительные реакции “на самые общие и всегда имеющиеся условия психологической, физиологической и физической природы”. С одной стороны, архетипы формируют инстинктивное предубеждение, а с другой - являются самым действенным подспорьем в процессе инстинктивного приспособления. [25,С.312-313]. Но следует учитывать, что кроме коллективного бессознательного у человека могут проявляться в поведении и его собственные индивидуальные формы поведения.
Представитель гормической психологии Макдугалл актуальность исследования инстинкта объяснял тем, что инстинкты как основные специфически видовые наклонности мотивируют и целенаправляют все поведение человека [7, С.61]. В отличие от Фрейда, Макдугалл применял этот термин широко по отношению ко всем мотивационным конструкциям, и полученное в результате быстрое увеличение числа инстинктов (сначала 11, потом 14 и, наконец, 18) подорвало научный базис теории.
Объясняя актуальность изучения инстинкта, этологи, прежде всего, подчеркивали специфически видовые и биологические аспекты его изучения. Это становится ясным из определения Лоренца: « Поведение, которое в значительной степени определяется нервными механизмами, включенными в филогенез вида». ............