Часть полного текста документа:Индивидуализация процесса технико-тактической подготовки квалифицированных баскетболистов Петушинский Б.Б. Ужгородский национальный университет Введение. Современный спорт высших достижений с каждым годом, с каждым олимпийским циклом предъявляет к спортсменам все более жесткие требования (Платонов В.Н, Булатова М.М., 1997). К общим проблемам, которые касаются всех спортивных игр, принадлежит повышающаяся сложность технико-тактического мастерства игроков, что требует повышения уровня развития физических способностей спортсменов. Успешность подготовки спортсменов в современных условиях зависит от эффективности методов организации, управления и контроля, рационального применения современных технологий в тренировочном процессе, учета индивидуальных, возрастных и морфофункциональных особенностей организма (Матвеев Л.П., 1999; Лапутин А.Н., 1999; Волков Л.В., 2002; Сергиенко Л.П., 2004). Поэтому проблема определения и учета индивидуальных особенностей моторики спортсменов приобретает большое значение в процессе подготовки в игровых видах спорта. Работа выполнена по плану НИР Ужгородского национального университета. Формулирование целей работы. Цель работы - раскрыть закономерности подготовки спортсменов в зависимости от их возрастных, индивидуальных и морфологических особенностей и этапов подготовки в баскетболе. Результаты исследования. Индивидуализация техники заключается в приведении ее в соответствие с теми конституционными особенностями физического развития и подготовки спортсмена, которые оказывают содействие повышению результата. Не меньшее значение имеют функциональные возможности двигательной деятельности спортсменов в баскетболе. Современный баскетбол - это атлетическая игра, которая предъявляет высокие требования к двигательным и функциональным возможностям спортсменов [2, 6]. Основные двигательные действия баскетболистов характеризуются высоким темпом передвижений, быстрой сменой ситуаций, ограничением времени владения мячом. Весь арсенал технико-тактических приемов необходимо применить в условиях, требующих от игроков точности, способности к дифференциации усилий, выполнения быстрого переключения с одних действий на другие. Для выполнения большого количества приемов в условиях дефицита времени и противодействия соперникам, игроки должны владеть специальными двигательными навыками. Поэтому для оценивания подготовленности баскетболистов нужны объективные средства и методы педагогического контроля, которые отображают специфику соревновательной деятельности и предусматривают использования таких методик, которые разрешают оценивать как индивидуальную, так и целостную технику реального состояния спортсменов и команды [10]. Проблема индивидуализации тренировочного процесса в связи с ростом спортивного мастерства становится все более актуальной. Вопросы, которые касаются закономерностей индивидуального подхода в организации тренировочного процесса раскрыты во многих работах [3, 7, 9]. Рассматривая основы индивидуализации подготовки спортсмена, большинство исследователей и специалистов придают особое значение изучению внутривидовых изменений организма, которые имеют количественный и качественный характер. ............ |