Часть полного текста документа:Идея "сверхчеловека и ее критика Вл.С. Соловьевым Творческая работа по курсу "Русская философская культура ХХ века" Нисифорова О. РУДН В начале своей статьи "Идея сверхчеловека" Вл.Соловьев говорит о том, что общество склонно увлекаться теми или иными идеями, "модными тенденциями" своего времени. Оценивает он это, как естественное состояние: сначала те или иные идеи волнуют людей мыслящих, а уже затем "выходят в массы". 30 - 40 годы XIX-го столетия ознаменованы популярностью учения Гегеля, затем его сменил Дарвин, после него был Конт и многие другие. Соловьев отмечает, что конец XIX и начало XX веков связаны с именем такого философа, как Ницше и с его учением о "сверхчеловеке". В этот период происходят некоторые изменения в идейных увлечениях русского общества. Если раньше определенное увлечение господствовало нераздельно, то теперь такая однобокость исчезает, и в обществе распространились как минимум три модных идеи - экономический материализм, отвлеченный морализм и демонизм "сверхчеловека". Для Соловьева самой интересной идеей является последняя, идея "сверхчеловека". Он начинает свой разбор учения Ницше с того, что пытается выявить несомненную истину, которая по какой-то причине была искажена некоторыми недостатками. Что касается недостатков учения о "сверхчеловеке", то они следующие: презрение к человечеству, которое является слабым и больным по сравнению со сверхчеловеком; языческий взгляд на самого сверхчеловека; присвоение заранее какого-то исключительного сверхчеловеческого знания себе единолично, а затем себе коллективно, как некому избранному меньшинству "лучших". Далее Соловьев анализирует, каким же образом может возникнуть идея "сверхчеловека" и, вообще, идея совершенства. Сравнивая положение человека в мире с положение животных, он приходит к выводу, что только людям свойственно критически оценить свое бытие, добросовестно судить себя, укорять в чем-то, указывать как на собственные недостатки, так и на недостатки всего человечества в целом. Критикуя себя, в глубине души у человека возникает чувство, которое призывает его к постоянному, бесконечному совершенству и стремлению к некому образцу, идеалу. Постоянные размышления указывают на наше несовершенство, устранение которого непосредственно зависит от нас самих. Все это является абсолютно бессмысленным для животного, пишет Соловьев, но для человека это невероятно важно. Самодеятельность человека, его стремление к идеалу совершенного добра, способность действовать по внутренним побуждениям он считает фактом душевного опыта. Здесь имеется в виду не каждый конкретный человек, а собирательный образ человека, который действует согласно общей мечте об идеале. Данная работа Соловьева представляет собой некое антропологическое исследование, поскольку идея совершенства рассматривается им через непосредственное выявление положения человека в мире, на базе его отличий от животного мира. Автор подчеркивает, что именно человеку свойственна идея совершенства, и это является результатом длительной эволюции, процесса усложнения и усовершенствования природного бытия. Именно человек стал той вершиной эволюции, в которой слились воедино все те основные качества и характеристики, необходимые для появления идеи "сверхчеловека" и стремления к ее осуществлению. ............ |