Реферат
по дисциплине «Политология»
по теме:
«Идеи народовластия и государственности в истории политической мысли Украины»
Содержание
1. Истоки социально-политических учений в Украине
2. Основные направления развития общественно-политической мысли в XIX веке
3. Социально-политическая мысль и национальное возрождении и государственности Украины начала XX века
1. Истоки социально-политических учений в Украине
XII в.в - это время формирования и развития древнерусской государственности и утверждения на международной арене самостоятельного государства Киевская Русь. Теоретическая мысль этого периода в сфере политики была направлена на утверждение сильной монархической власти киевского князя, величия и независимости Руси как единого государства всех восточных славян.
Во второй половине XII в. Киевская Русь распалась на отдельные княжества и земли. В этот же период на территории Руси начинается формирование трех отдельных народностей: на северо-востоке — русской, получившей название Великая Русь, на юго-западе - украинской, которая получила название Малая Русь, или Украина (название "Украина" встречается в письменных источниках с 1187 г.), на западе формировалась белорусская народность с названием Белая Русь.
В XII-XVII в.в украинские земли были разделены и разграблены — сначала татаро-монголами, затем Литвой, Польшей, Венгрией, Молдавией, крымскими татарами.
История общественно-политических идей на Украине имеет особенности, связанные с отсутствием на протяжении многих веков своей государственности, национально-территориальной раздробленностью, национальным и религиозным угнетением и непрекращающимся национально-освободительным движением.
В истории социально-политической мысли в Украине период с XVI ~ начало XVII в.в. определяется развитием прогрессивного движения, связанного с социально-экономической жизнью и освободительным движением украинского народа.
В конце XVI ~ начале XVII в.в. Украиной прокатилась волна крестьянско-казацких восстаний, которые в последствии переросли в освободительную войну украинского народа под предводительством гетьмана Богдана Хмельницкого.
В начале XVII в. в условиях польско-шляхетского господства в Украине, украинцы не имели собственной государственности, власть на землях украинских принадлежала польскому королю Единственная тогда сила, противостоящая польскому владычеству, — православная церковь. В 1620 г. гетьман Войска Запорожского Петр Сагайдачный восстановил Киевскую метрополию и всю православную иерархию. Тогда же возрастает роль Киево-Печерской лавры - очага ученых и политических деятелей, духовенства. Позже создаются Братская школа, Киевская Лаврская школа, Киевский коллегиум, основателем которого стал архимандрит Петр Могила (позже был преобразован в Киево-Могилянскую академию).
В творческом наследии Петра Могилы (1597 - 1647 г.г.) значительное место занимают социально-политические проблемы и учения. Рассматривая государство и общество, Петр Могила не отделяет их друг от друга. Государство возникает из необходимости обеспечения естественных потребностей людей на базе закона, наделяет граждан материальными благами, организует воспитание и развитие души и тела, сплачивает людей и защищает их своими средствами.
Взгляды Петра Могилы на соотношение церкви и государства по-разному воспринимали и развивали деятели Киево-Могилянской академии -Стефан Яворский, Феофан Прокопович и др.
Стефан Яворский — профессор Киево-Могилянской академии, а позже - блюститель патриаршего престола в России. ............