Содержание
1. Понятие идеализма и материализма
2. Сущность Идеи в понимании Платона
3. Проблема «как существует общее» в теории Идей Платона
4. Вещи как «бледные копии Идей»
5. Платоновское понимание соотношения души и тела
Список литературы
1. Понятие идеализма и материализма
В философии в зависимости от решения ее основного вопроса выделяется два направления – идеализм и материализм. Их противоположность фиксируется самыми разными мыслителями, хотя сам вопрос – вопрос об отношении мышления и бытия, сознания и материи, духа и природы – большинством философов не формулируется в качестве основополагающего. Итак, смысл основного вопроса философии заключается в признании двух типов реальности – материальной и духовной,- из которых одна предшествует другой и порождает ее. Идеализм, например, объясняет мир исходя из духа, сознания. Материализм, напротив, за основу миропонимания берет природу, материю, существующую независимо от сознания. Формы материализма и идеализма многообразны. Различают объективный и субъективный идеализм, метафизический и диалектический материализм. Объективные идеалисты (Платон, Гегель) признают существование реального мира вне человека, но считают, что в основе его лежит духовное начало. Субъективные идеалисты (Беркли, Мах) отрицают существование объективною мира, независимого от человека, полагая, что он есть порождение субъективных познавательных способностей человека. Метафизический материализм (французские материалисты 18 века, Л.Фейербах) отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия и тяготеет к построению однозначной картины мира, преувеличивая ту или другую его сторону: устойчивость, повторяемость, относительность и др. Диалектический материализм (Маркс, Энгельс) признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нем самом внутренних противоречий.
Принимая разделение философии на идеализм и материализм, следует иметь в виду, что, как и любая классификация, оно достаточно условно и не исчерпывает содержания конкретных философских систем. Материализм и идеализм не являются оценочными характеристиками. Определенной попыткой сближения материализма и идеализма стал дуализм – философское учение о сосуществовании двух независимых друг от друга, равноправных начал: материального и идеального. Типичным примером такого рода взглядов являются философские построения Декарта.
Разнообразие философских идей, способов их решения поставили задачу типологизации философских учений. Существуют разные основания типологизации. Наиболее распространенное связано с понятием «исторический тип философии». Этим понятием объединяются философы разных взглядов и убеждений, но сформировавшихся в едином пространстве и времени культуры. Историческая эпоха накладывает глубокий отпечаток на саму личность философа, на приверженность тем или иным идеалам и ценностям. Каждый из этих исторических типов философии отличается рядом особенностей. Так, древневосточная философия сливается в основном с обыденным, нравственным сознанием (Древний Китай) или же с религиозно-мифологическим сознанием (Древняя Индия). Античная философия развивалась под влиянием, с одной стороны, мифологии, а с другой стороны, - формирующейся в Древней Греции науки, которая опиралась на знание восточной и, прежде всего вавилонской математики и астрономии. ............