Часть полного текста документа:Художник "Царской охоты" - Николай Самокиш Аксенова Г. В. Николай Семенович Самокиш - самобытный русский художник, живописец и график, работавший в различных жанрах, продолживший традиции русской батальной и исторической живописи, известный как анималист и замечательный книжный график. Его произведения, широко известные в свое время, восхищали ярким реалистическим изображением и высокой культурой исполнения. Творческая личность художника привлекала внимание современных ему исследователей. Уже с середины 80-х гг. XIX в. Самокиш находился в поле зрения художественной критики. Его имя не было забыто и в советское время, а его учебник "Рисунок пером" переиздавался неоднократно. Но не обо всех работах любили вспоминать и говорить, а тем более объективно их оценивать. Среди них многочисленные графические произведения, выполненные по заказу представителей императорского дома. Н.С. Самокиш родился 13 сентября 1860 г. в г. Нежине Черниговской губернии. По окончании Нежинской классической гимназии уехал в Петербург поступать в Академию художеств. Экзамена он не выдержал, но получил разрешение заниматься в батальной мастерской профессора Б.П. Виллевальде на правах вольнослушателя. И через год, в 1879 г., его приняли по конкурсу. Учителями Самокиша стали по общим классам П.П. Чистяков и В.И. Якоби, а по мастерской Б.П. Виллевальде. Обучение в Академии шло достаточно успешно. Малой золотой медали в 1881 г. удостоилась картина "Возвращение войск на родину". Конкурсную работу "Трубач" в 1882 г. приняли на Всероссийскую вставку в Москве. 12 из 30 выполненных художником-студентом офортов были изданы в 1882 г. отдельным альбомом. Картина "Помещики на ярмарке", поступившая в 1883 г. на конкурс Общества поощрения художеств, была отмечена премией С.Г. Строганова. В 1884 г. Н.С. Самокиш на малую золотую медаль написал "Эпизод из битвы при Малом Ярославце". В этом же году картину "Прогулка" приобрел для своей галереи П.М. Третьяков. В 1885 г. он получил большую золотую медаль за дипломную работу "Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 г." С 1886 по 1888 гг. Н.С. Самокиш занимался, совершенствуя свое мастерство, в мастерской французского художника Эдуарда Детайля. За годы обучения в Академии он получил 7 медалей, из них 5 серебряных и 2 золотые. В 1888 г. впервые после окончания Академии художеств Н.С. Самокиш был впервые приглашен для выполнения большого заказа Тифлисского военно-исторического музея. Вместе с ним трудились Ф.А. Рубо, И.К. Айвазовский, А.Д. Кившенко. Он создал три полотна: "Сражение при Авлиаре", "Баталия при речке Иори", "Защита Наурской станицы". В следующем году художник писал лошадей, получивших призы на бегах, для Петербургского бегового общества. И в этом же году за работу "Табун рысистых маток" он получил звание академика. Ему было 29 лет. В академическом отзыве 1895 г. говорилось, что "Н.С. Самокиш своими трудами в области искусства приобрел славу талантливого художника". В 1900-х гг. в журнальном очерке в "Новом мире" отмечалось: "В ряду современной русской живописи в ее баталистическом отделе одно из наиболее популярных и громких имен - имя Н.С. Самокиша". Еще в годы учебы Н.С. Самокиша в Академии художеств произошло одно, казалось бы, незначительное событие, по сути определившее дальнейшую судьбу художника. ............ |