Часть полного текста документа:Христианская церковь в I - II веках и отражение ее жизни в апокрифе "Пастырь". Е. Е. Лях В конце I - II веках происходят важные процессы в формировании христианской церкви и христианского учения. Немногочисленные общины христиан, существовавшие в I веке в Риме, Палестине и Малой Азии, распространяются в восточных провинциях Римской империи - в Малой Азии, в Сирии, на Балканском полуострове ( Афины, Коринф, Филиппы, Фессалоники); в Северной Месопотамии; в Египте (Александрия, Асьюта, Хенобоскин). Более медленно, чем на востоке, христианство распространяется в западных провинциях - в Галлии (Лугунде, Виене); в Испании, в Северной Африке. Если в I веке христианские общины существовали лишь в городах, то в конце II века они появляются в сельской местности, в первую очередь в Малой Азии. Изменяется не только количественный, но и качественный состав христианских общин. Кроме постоянного прихода бедняков, представителей низших слоев населения, преобладавших в общинах в I веке, во II веке, в них появляются состоятельные люди, люди, занимавшие высокое социальное положение в римском обществе. Во втором веке среди христиан появляются образованные люди, знакомые с греческой философией. Эти процессы продолжаются и в III веке. Отдаление евангельских событий во времени, распространение христианства на новых территориях, увеличение числа проповедников и неизбежные некоторые расхождения в содержании их проповедей привели к необходимости записи всех сведений о жизни, смерти и учении Христа. Таким образом, после длительного господства устной традиции в конце I - начале II века появляется раннехристианская литература. Первыми записями учения считаются логии. Позже на их основе составляются евангелия, появляются апокалипсисы, послания, деяния. Появление в христианских общинах образованных людей привело к составлению ими апологий. Самая ранняя, известная сейчас апология была составлена в середине II века Аристидом. Целью составления апологий была критика, в основном, греческой, римской религии и философии, и доказательство преимущества христианства перед ними. Кроме апологий уже во II веке появляются полемические сочинения, защищавшие взгляды одних христианских групп и осуждавшие других. Большое количество раннехристианских сочинений, иногда даже противоречащих друг другу, привело к необходимости их отбора и составления канона Нового Завета. Этот процесс также начался во II веке. Первый, известный сейчас список канонических книг - "Канон Муратори", был составлен в 200 году. Процесс составления канона продолжался в III - IV веках и закончился в 419 году после Карфагенского собора. Вероучительные споры были важной частью жизни христианской церкви в конце I - начале II века. Отсутствие единства в вопросах вероучения привело к появлению различных направлений в христианстве, признанных впоследствии еретическими. Это монтанисты, эбиониты, николаиты, гностики, последователи Маркиона. В конце I - начале II века происходит становление епископальной церкви. Увеличение и изменение состава раннехристианских общин, необходимость решать организационные вопросы привели к выделению особых людей, руководящих повседневной жизнью общины. Ими стали пресвитеры-епископы. ............ |