СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 .Христианская этика
1.1 Тема ненасилия в христианской этике
1.2 Жизнь и миссия Моисея
1.3 Законодательство Моисея
1.4 Справедливость и милосердие
2. Иисус Христос: мораль и религия
2.1 «Любите врагов ваших»
2.2 «Царство мое не от мира сего»
2.3 «Как я возлюбил вас»
3. Свобода человека в христианстве
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Прежде чем переходить к рассмотрению основных моментов христианской этики, определим само понятие. Итак, многие исследователи сходятся на том, что этика - это наука, изучающая и дающая обоснования нравственным поступкам людей. Этика также и свод норм поведения. Посмотрим, так ли это.
Термин «мораль» - и по содержанию, и по истории возникновения - латинский аналог термина «этика». На его базе Цицерон образовал прилагательное «моральный» для обозначения этики.
В русском языке есть самобытный термин «нравственность», являющийся в целом эквивалентом греческого слова «этика» и латинского слова «мораль». Насколько можно судить, он повторяет и их историю. В русском словаре 1704 г. Есть слово «нрав», но еще нет слова «нравственный». В словаре 1780 г. Есть уже слово «нравственный», но нет «нравственности», и только в 1793 г. В словаре появляется слово «нравственность». Интересно, что немецкий термин, обозначающий нравственность, также воспроизводит историю и логику своих иноязычных и более древних эквивалентов.
Таким образом, термины «этика», «мораль», «нравственность» приблизительно однотипны по своему этимологическому содержанию и истории возникновения. В современном - и живом, и литературном - языке все три термина являются взаимозаменяемыми.
Теперь можно сделать вывод, что в строгом смысле этика не является наукой. Аристотель говорил, что ее предметом являются не знания, а поступки. Этику было бы точнее определить не как науку о морали, а как моральный опыт .
1.ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА
1.1. Тема ненасилия в христианской этике.
В свете проблемы преодоления насилия и утверждения мира христианская этика разделяет принципиальные ценности гуманистического ненасилия. Более того, творческое, освобождающее ненасилие находится в центре христианской этики, несмотря на то, что в истории христианской церкви эти ценности не раз оставались попранными. В Библии прослеживается педагогика прогрессивного понимания путей и средств преодоления насилия и его корней, понимания, которое достигает кульминационного момента в учении и жизни Иисуса Христа. Рассмотрим существенные моменты этого учения.
Уже в текстах ветхого Завета насилие рассматривается не как слепая мифическая сила, а как негативная, жизнеразрушающая сила, за которую люди несут ответственность, от которой следует отказаться и человеку, и обществу. Правда, насилие в этих текстах преодолевается только частично.
В отношении агрессии извне народ Израиля должен был придерживаться закона талиона, который запрещал реванш. Он основывался на ограничении возмездия: «око за око, зуб за зуб», и не более. Этот закон знаменует важный шаг в развитии культуры, связанный с возвышением характера человеческих отношений между народами.
Во внутренней жизни народ Израиля должен был безусловно следовать заповеди «Не убий!» Это было прогрессом по сравнению с тем, что практиковалось соседними народами. ............