ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА
Конституция гарантирует каждому защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (ст. 60). При этом система судов должна строиться на принципах территориальности и специализации (ст. 109).
В нашей стране, как и во многих других, законодательством предусмотрено несколько форм защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц. В частности, в ст. 10 ГК указывается, что защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством (в предусмотренных законодательством случаях подведомственность может быть определена договором). Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в соответствующий суд.
История специализированных судов уходит в глубокую древность: были такие суды во времена Киевской Руси и Древнего Новгорода.
Первую попытку создать постоянно действующий суд для купечества в 1667 г. предпринял царь Алексей Михайлович, а с 1721 г. при Петре I уже появился Главный магистрат, судивший торговые дела.
Именным Указом императора Николая I от 14 мая 1832 г. были учреждены коммерческие суды и Устав их судопроизводства. Коммерческие суды состояли из председателя, его заместителя, назначавшихся и увольнявшихся указами императора, и судей. Кроме того, при коммерческом суде состояли присяжные попечители по делам несостоятельности и присяжные стряпчие. К компетенции коммерческого суда были отнесены все споры и иски по торговым оборотам, по векселям, договорам и обязательствам, а также все дела о торговой несостоятельности. При этом торговыми оборотами признавались все виды торговли оптовой, розничной и мелкой; торговля фабричная, заводская, лавочная, магазинная и т.п.; торговая промышленность по строительству, приобретению, ремонту и найму кораблей и купеческих судов; дела по закупке, продаже, перевозке и поставкам товаров (комиссионные, экспедиционные и маклерские дела); денежные переводы на российские и иностранные города, дела вексельные и банкирские.
После Октябрьской революции 1917 г. и на протяжении более 70 лет экономические споры рассматривались различными органами.
В годы Гражданской войны, в период военного коммунизма действовал административный порядок разрешения хозяйственных споров, а судебные споры между казенными учреждениями не допускались1.
С развитием экономических отношений возникла необходимость в создании специальных органов по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. Такими специальными органами экономической юрисдикции стали арбитражные комиссии. Для разрешения различных категорий имущественных споров были созданы: Высшая Арбитражная комиссия, Арбитражная комиссия Высшего Совета народного хозяйства, арбитражные комиссии бирж, арбитражная комиссия Государственной хлебной инспекции2. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г. было утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между госучреждениями и предприятиями3. ............