Ежедневно суды принимают большое количество решений по налоговым вопросам хозяйственной деятельности организаций и предпринимателей. Отследить их все довольно сложно, однако для того чтобы принять верное решение, необходимо знать тенденции разрешения спорных ситуаций.
Настоящая рассылка предназначена для всех, кто несет ответственность за финансово-хозяйственную деятельность (заключение договоров, ведение учета, сдача отчетности). В ней собраны судебные решения по неоднозначным с точки зрения налогов ситуациям. К каждой подобной ситуации приводятся сведения о наличии или отсутствии аналогичной судебной практики и разъяснений контролирующих органов.
Расходы на наружную рекламу учитываются единовременно
Экспортеры не обязаны вести раздельный учет "входного" НДС
При исчислении НДФЛ кассовый метод применяется с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 НК РФ
Расходы на наружную рекламу учитываются единовременно
(Постановление ФАС Московского округа от 21.10.2010 N КА-А40/12310-10)
Организация понесла расходы на наружную рекламу: были изготовлены рекламные щиты, стенды и баннеры. Затраты были учтены единовременно, однако налоговый орган счел такой порядок признания расходов неправомерным. Инспекция указала, что подобные расходы должны включаться в первоначальную стоимость изготовленных объектов и списываться через амортизацию. На этом основании компании был доначислен налог на прибыль, что она оспорила через арбитражный суд.
Суды всех трех инстанций встали на сторону налогоплательщика. ФАС Московского округа, рассматривавший дело в кассации, указал, что расходы на наружную рекламу не соответствуют требованиям ст. 256 НК РФ и учитываются единовременно, а не через механизм амортизации.
Тенденция вопроса
Следует иметь в виду, что позиция, высказанная судом в рассматриваемом Постановлении, идет вразрез с точкой зрения контролирующих органов. Минфин считает, что если имущество, используемое в рекламных целях, признается амортизируемым, то затраты на него списываются через амортизационные отчисления. Есть и судебное решение, подтверждающее такую позицию (Постановление ФАС Центрального округа от 05.07.2006 N А68-АП-4/11-05). В то же время некоторые суды считают, что налогоплательщик вправе сам решить, как он будет учитывать расходы (в том числе связанные с рекламой), которые с равным основанием можно отнести к нескольким группам (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2010 N А05-8466/2009). В судебной практике также попадаются решения, аналогичные рассмотренному (например, Постановление ФАС Уральского округа от 21.07.2010 N Ф09-4631/10-С2).
Экспортеры не обязаны вести раздельный учет "входного" НДС
(Постановление ФАС Поволжского округа от 15.12.2010 по делу N А55-3486/2010)
Организация, реализовавшая товары как на внутреннем рынке, так и на экспорт, принимала "входной" НДС к вычету. Инспекция в вычете отказала, ссылаясь на отсутствие в учетной политике налогоплательщика методики ведения раздельного учета для внутренних и экспортных операций. Налоговый орган счел, что поскольку правила раздельного учета сумм "входного" НДС для реализации товаров на экспорт Налоговым кодексом РФ не определены, налогоплательщик был обязан самостоятельно разработать и закрепить методику ведения учета. ............