Часть полного текста документа:Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники. ФЭТ - Кафедра ПрЭ Реферат по теме: "Хождение в народ" в 70-х гг. XIX в. Организация "Земля и воля". План. 1. Вступление 2. Ишутинцы. 3. Чайковцы. 4. "Земля и воля". 5. Революционный террор. 6. "Черный передел". Литература. "Хождение в народ" и политический террор. (Лариса Бадя) В 60-х гг. ХIX в. началась эпоха Великих реформ. Перемены - неотвратимые, необходимые, долгожданные, пугающие - по-разному воспринимались людьми. Одни отвергали их, другие относились к происходящему в стране с опаской и недоверием, третьи - прежде всего молодежь - торопили события, страстно мечтая о том, чтобы уже завтра в России наступила эра свободы, равенства, братства. Революционные настроения чрезвычайно распространились в стране. В конце 1861 г. единомышленники Чернышевского, вдохновлённые А.И. Герценом и Н.П. Огарёвым создали тайное общество "Земля и воля", объединившее революционные кружки в различных городах России. Герцен призывал образованных молодых людей идти "в народ" для его просвещения и революционной пропаганды. Охваченная энтузиазмом молодежь начала серьезную подготовку к этому, в официальной записке сотрудников органов надзора сообщалось; "В Петербурге и Москве в среде учащейся молодежи стало появляться стремление к образованию ассоциаций, кружков с целью денежного о вспомоществования, обмена мыслей и дополнения путем чтения и бесед пробелов школьного учения... Нет никакого сомнения в том, что направление, принятое... нашею так называемою обличительною печатью... с громкими фразами о нуждах, пользе и бедственном положении низших классов, не могло пройти бесследно и не повлиять на впечатлительную молодежь, столь естественно стремящуюся в своих мечтах к возможности осуществления в жизни недосягаемых идеалов всеобщего братства, равенства, свободы". Члены кружков и обществ ставили перед собой разные задачи - от самообразования до пропаганды революционных идей. Спорили: нужно ли "учиться у народа, как служить народу и как лучше вести его дело" (так призывал Бакунин)? Или избрать иной путь: учить народ, объяснять "ему всю правду до последнего слова"? А может быть, просвещать мужиков, обучать их грамоте? В течение всего периода подготовки к большому походу в деревню кружковцы изучали проблемы общественной жизни, печатали разного рода нелегальную литературу, составляли и распространяли "Наставление о том, каким образом собирать сведения в народе и на что главным образом обращать внимание" ИШУТИНЦЫ Одним из самых ранних был кружок ишутинцев - тайное революционное общество в Москве, названное по имени его организатора и руководителя Николая Андреевича Ишутина. Выросло общество из кружка, примыкавшего к "Земле и воле", и действовало в 1863-1866 гг. Знаменитый русский революционер П. А Кропоткин писал, что ишутинцы хотели стать "носителями знания и просвещения среди народа... Они надеялись, что при известном такте и терпении удастся воспитать людей из народа и таким образом создать центры, из которых постепенно среди масс будут распространяться лучшие идеи. Для осуществления плана были пожертвованы большие состояния. Любви и преданности делу было очень много". Под влиянием социалистических идей (а особенно романа Н. Г. Чернышевского "Что делать?" кружковцы открывали артели и мастерские, в которых не было какого-то одного хозяина и прибыль делили между собой сами артельщики. ............ |