Часть полного текста документа:Хомяков Дмитрий Алексеевич (1841 - 1918) Александр Репников, Москва 13 мая 2005 г. исполняется 201 год со дня рождени выдающегося русского мыслителя Алексея Степановича Хомякова. К этому дню мы публикуем статью о его сыне, Дмитрие Алексеевиче Хомякове, философе и консерваторе Хомяков Дмитрий Алексеевич (1841 - 1918 /по другим сведениям - 1919/), русский мыслитель, педагог, церковный деятель, философ славянофильского направления. Старший сын основателя славянофильства А.С. Хомякова, взгляды которого оказали значительное влияние на Дмитрия Алексеевича. Брат Д.А. Хомякова - Николай Алексеевич - был одним из основателей и лидеров партии октябристов. Д.А. Хомяков был членом правых организаций: "Кружок москвичей" и "Союз русских людей" (с 1905 г.), сотрудничал с изданиями консервативного направления, являлся членом Предсоборного Присутствия. Его труды оказали влияние на развитие русской консервативной мысли. Полемизируя со взглядами М.Н. Каткова и К.П. Победоносцева, он встретил поддержку со стороны Л.А. Тихомирова, который в труде "Монархическая государственность" развил ряд выработанных им положений (в т.ч. противопоставление самодержавия и абсолютизма). В отличие от Тихомирова, Хомяков не был широко известен в консервативных кругах. Во многом это было связано с тем, что он не имел своего издания, а когда попытался его организовать, то ему было отказано в издании журнала на основании, что "и так много журналов и в новых - нужды не ощущается...". Основные работы Хомякова посвящены Православию, Самодержавию и Народности. Великую заслугу Николая I и С.С. Уварова он видел в том, что "они определительно избрали девизом России эту трехсоставную формулу...". Хомяков считал, что Россия является представителем "спиритуалистического" восточного, а не "рационалистического" западного мира и миссия России состоит не в том, чтобы "спасти" Европу, а в сохранении своей самобытности. Подобно славянофилам, Хомяков считал, что российская государственность и культура пережили при Петре I и его преемниках потрясения, в результате которых образованные слои российского общества подпали под влияние чуждой культуры: "Если бы народ оценил Петра и пошел за ним, то России - русской наступил бы давно конец". Произошла трансформация органического для России самодержавия в абсолютизм. Хомяков подчеркивал, что "самодержавие, - есть активное самосознание народа, концентрированное в одном лице", а его основной принцип - "власть, понятая как бремя, а не как "привилегия" (в этой оценке Д.А. Хомяков сходился с К.П. Победоносцевым ). Основу самодержавия он выводил из факта избрания царя народом (сознательный акт народа, не желавшего властвовать, то есть, вмешиваться в политику), а теорию божественного происхождения считал абсолютистской. По мнению Хомякова, абсолютный государь воспринимает свою власть как проявление неограниченной автономной воли, отрицает ее зависимость от веры и национальных традиций. Поэтому он стремится к максимальному сосредоточению властных полномочий в своих руках, не доверяя народу и не нуждаясь в его поддержке. Отказавшись от "общения" с "землей" (т.е. от Земских соборов), императорская власть, не стала неограниченной, поскольку вместо органических ограничений возникли искусственные ограничения, существующие в виде т.н. ............ |