Московский Университет МВД России
Контрольная работа Предмет: Отечественная история.
Тема: Характерные черты цивилизации нового времени на территории других стран.
Выполнил(а): студент(ка) 1 курса группа №_______,заочное отделение,
зачетная книжка №_______________
специальность: __________________ кафедра: ________________________ Домашний адрес: ___________________________________ № тел: ________________________
__________________
Проверил(а): __________________
Москва 2005г.
Тема № 7: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ НА ТЕРРИТОРИИ ДРУГИХ СТРАН
План:
1. Проблема периодизации развития современной цивилизации.
2. Ступенчатый характер вхождения различных народов мира в индустриальную цивилизацию.
3. Специфика охранной политики по отношению к памятникам истории Нового времени.
1. Проблема периодизации развития современной цивилизации.
Понятие “цивилизация” первоначально появилось во французском языке в середине 18 в. в русле теории прогресса употреблялось только в единственном числе. В частности, просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.
Кризис прогрессистских иллюзий просветителей, богатый этно–исторический материал, полученный в “эпоху путешествий” и обнаруживший огромное разнообразие нравов, и культур вне Европы, привели к тому, что в начале 19 в. Возникла “этнографическая концепция цивилизаций”, в основу которой было положено представление о том, что у каждого народа – своя цивилизация.
В целом во второй половине 18 – начале 19 вв. утвердилось три подхода к пониманию “цивилизации”:
1. унитарный (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого);
2. стадиальный (цивилизация как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого);
3. локально – исторический (цивилизация как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования).
В это время Ф. Гизо, заложивший основы “этно – исторической концепции цивилизаций”, предпринял также попытку разрешить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и реалиями культурно – исторического многообразия народов. Он считал, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а, с другой, – над ними есть ещё и Цивилизация как прогресс человеческого общества в целом.
Однако дальнейшие попытки разрешить противоречие завершились утверждением в европейской философско – исторической мысли методологии однолинейного прогрессизма.
Согласно этой методологии в истории действуют силы и законы, имеющие универсальный характер, а национальные истории являются лишь частным случаем их проявления. Мировая история стала рассматриваться как процесс перехода из одного состояния в другое, более развитое и совершенное. Отдельные народы в своей истории – быстрее или медленнее – идут по одной линии прогресса, и поэтому более продвинутые европейские страны как бы задают цель и идеал общественного развития вообще.
Понятие цивилизация обычно используется в нескольких значениях. ............