ПЛАН Введение
1. Сущность, основные функции и предмет науки.
2. Методология и методы науки.
3. Наука и другие области культуры.
4. Критерии научности знания. Характерные черты и отличительные признаки науки.
Заключение.
Литература.
Введение
Каждый человек в своем развитии с раннего детства до зрелости проходит свой собственный путь развития. Наиболее общим, объединяющим все эти индивидуальные пути развития людей, является то, что это путь от незнания к знанию. Более того, весь путь развития человека как gomo sapiens и человечества в целом тоже представляет собой движение от незнания к знанию. Правда, между знаниями отдельного человека и человечества в целом есть и существенная разница: ребенок до трехлетнего возраста овладевает примерно половиной всей той информации, которую предстоит ему усвоить за всю жизнь; а объем информации, которой владеет человечество, удваивается в среднем каждые 10 лет.
Каким же образом получается и преумножается знание, которым владеет человечество ?
Всякое человеческое общество – от семьи до человечества в целом – обладает общественным сознанием. Формы общественного сознания многообразны: коллективный опыт, мораль, религия, искусство и др. Одной из важнейших форм общественного сознания является наука. Именно наука и служит источником нового знания.
Что же такое наука ? Каково ее место в социальной системе общества ? Какова ее существенная характеристика, принципиально отличающая от других сфер человеческой деятельности ?
Ответ на эти вопросы, особенно на современном этапе, имеет не только теоретическое, но и практическое значение, потому что наука оказывает невиданное по своей силе и масштабам воздействие на умы людей, на систему общественной жизни в целом. Поиск и раскрытие исчерпывающего ответа на поставленные вопросы не представляется возможным в рамках одного или даже ряда трудов.
Цель настоящей работы скромнее: систематизировать и в реферативной форме изложить то, что уже наработано в области общетеоретических основ науки, выделив ее характерные признаки, отличающие науку от других областей деятельности человека.
Частными задачами исследования являются:
раскрытие основных понятий науки;
анализ основных функций науки, ее роли и места в жизни общества;
выявление общих признаков и характерных черт науки;
синтез принципиальных отличительных сторон науки от других областей человеческой деятельности.
1. Сущность, основные функции и предмет науки.
Сегодня, на рубеже веков и тысячелетий, любому образованному человеку понятен, если не вполне ясно, то хотя бы интуитивно смысл слова «наука».
Однако если заняться анализом этого смысла, то выясняется, что слово «наука» как существительное употребляется в следующих основных значениях[1].
Во-первых, наука – это одна из форм общественного сознания. Это предельно широкое, философское значение, и оно, разумеется, требует дальнейшего раскрытия, истолкования и пояснения. В этом значении наука является предметом философии, и в рамках настоящей контрольной работы мы будем касаться его лишь по необходимости.
Во-вторых, наука – это род занятий людей по получению новых знаний, их систематизации и применению. ............