РЕФЕРАТ
ПО
ФИЛОСОФИИ
НАПИСАЛ:
ПРОВЕРИЛ:
г. С-Петербург
“Красота спасёт мир “ 1
Тема: Гуманизм философских взглядов Ф. М. Достоевского
План
Введение
1. Человек-основа философии Ф. М. Достоевского
2. ”Русская идея”
3. Великий прорицатель России
Заключение
1. Достоевский Ф. М. полн. собр. л. , т 22. с86
В первых же произведениях Достоевский
выступил как художник-гуманист, защитник
униженных и оскорблённых. ”В развивавшей
им в 60-70- е годы теории он утверждал(в духе
неославянофилов ) идею особой религиозной
предназначенности русского народа, как
спасителя человечества, указывающего путь
к осуществлению “царства на земле. ” 2
Введение
Русская философия – сравнительно позднее образование нашей национальной культуры, хотя предпосылки её уходят далеко в глубь национальной (шире - славянской ) истории. Однако предпосылки, а под ними мы понимаем историческое сознание народа, ещё не само явление. Cамо же явление появляется с обретением формы, характерной или соответствующей своему содержанию.
Если руководствоваться таким критерием, то можно, почти уверенно сказать, что философия в России начинается только во второй половине 19 века. Но вместе с тем на такое позднее начало-оно было поистине великим, ибо связано с именами Ф. М. Долстоевский, Л. Н. Толстой, Вл. Соловьёв, Н. Бердяев. В их лице и в творчестве философское самосознание народа заявило о себе” на весь мир” - уже не как подражание Западу, а как совершенно самостоятельный голос, вносящий свою лепту в мировую культуру.
В своих произведениях Ф. М. Достоевский, хотя впрочем и не только он один, нес миру глубоко выстраданную опытом поколений истину - нет и не может быть такой цели, ради которой было бы допустима жертва хотя бы в
одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, в один детский мизинец.
2. Филосовский словарь, под ред. М. М. Розенталя идр, из-во Политической литературы:М, 1968.
Философия Ф. М Достоевского-это философия гуманизма, призывающая к миру, единению народов и благополучию. Вместе с тем для Достоевского, как части русской философии характерна, так называемая” философия предупреждения. Ее леймотив - нравственный запрет на любой прогресс, любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.
С творчеством Ф. М. Достоевского в русской философии берёт начало жанр антиутопии, блестяще продолженный и развитый мыслителями художниками 20века. Этот жанр не имел по сути аналогов в европейской философии и литературе, он нередко требовал языка притчи, исповеди, отказа от академических форм теоретизирования, от чисто рационального способа доказательства и прочувствованных сердцем, пережитых, выстраданных истин, тем самым утверждало русскую самобытность и своего рода неповторимость.
Философия Ф. М. Достоевского религиозна, по крайней мере характер его философствования, обычно связан с православием, восточнославянским мировосприятием. Не случайно Н. А. Бердяев писал: ”Русские не допускают что истина может быть открыта чисто интеллектуальным, рассудочным путём, что истина есть лишь суждение. И никакая гносеология, никакая методология не в силах, по-видимому поколебать того дорационального убеждения русских, что постижение сущего даётся лишь цельной жизнью духа, лишь полнотою жизни. 3
Творчество Ф. М. Достоевского порой противоречиво и неадекватно, часто наполнено труднопонимаемым мистическим оттенком, его мысли зачастую наполнены религиозной утопией, но бесспорно одно - это великий прорицатель будущего России, это часть великой русской мысли.
3. Лосев А. Ф. Страсть к дилектике. М. 1990 г. с 71
“Г. Достоевский, один из немногих мыслителей, не утративших веру в самого человека. ” 4
1. ИСТОКИ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
В эпиграфе к данному разделу, заложен ключ к пониманию всего философского творчества Ф. М. Достоевского-это идея гуманизма, любви к человечеству.
В своих общественно-политических взглядах Достоевский пережил несколько периодов. После увлечения идеями утопического социализма (участие в кружке петрашевцев), произошел перелом связанный с усвоением им религиозно-нравственных идей. Начиная с 60-х годов он исповедовал идею почвенничества, для которой была характерна религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории. По сути произошел коренной перелом в идеалах, и сегодня можно лишь поражаться прозорливости русских мыслителей 19 века(Ф. М. Достоевскому, Вл. Соловьеву), которые отказывались видеть существенное различие между “социализмом” готовимшеся русскими “бесами”, и той самой буржуазностью, которой “социалисты объявили перманентную войну, стоившую народу десятки миллионов человеческих жизней. По сути таковой была цель победы “научных идей “ западничества над ненаучной идеей их оппонентов. Но в эпоху творчества Достоевского спор идеологий не касался политических проблем - он удерживался в рамках отвлеченной теории(философии, религии, истории, гносеологии).
Благодаря своей гениальной прозорливости, Достоевский перенес все свое внимание на изменение самого человека, то есть - его нравственных
4. К. Н. Леонтьев. О всемирной любви. М. ............