Часть полного текста документа:Гуманистическая психология и массовое сознание Если бы меня два года назад спросили, какого психотерапевтического направления я придерживаюсь в своей работе, я бы с гордостью ответил: "Конечно - гуманистического, потому что оно самое лучшее и самое правильное". Если бы меня спросили об этом сейчас, я бы не стал так восторженно обобщать, а скромно бы сообщил, что в своей работе я предпочитаю придерживаться гуманистических принципов. Сейчас, после пережитой эйфории, я четче представляю место "своего клиента" среди всего спектра обращающихся в социально-психологическую службу людей. А люди приходят разные и у каждого имеется свое мировоззрение, свое представление о жизни, свое понимание того, что с ними происходит, и что должны с ними делать в нашей службе. В то же время в "житейской психологии" наших клиентов есть нечто общее, позволяющее с некоторой долей допущения представить портрет некоего "массового клиента", который имеет общую для большинства людей "массовую идеологию". С другой ("нашей") стороны тоже существует много специалистов, у каждого из которых имеется своя идеология, свое видение человека и возникающих у него проблем. Специалисты выбирают для себя "любимые" психотерапевтические направления (психоанализ, гештальттерапию, рациональную психотерапию, НЛП и др.), которые соответствуют их мировоззренческим запросам и которые в дальнейшем структурируют их мировоззрение. Так называемое "экзистенциально-гуманистическое направление" в психотерапии - это одно из таких мировоззрений, имеющее определенный взгляд на мир и природу человеческих проблем . На первый взгляд это направление (в дальнейшем я буду называть его "гуманистическая психология") провозглашает хорошо знакомые всем "общепринятые" идеалы: изначальная позитивность человека, свобода выбора, ответственность и т.д. Казалось бы, это - одобряемые обществом истины. Тем не менее я думаю, что работа гуманистического психотерапевта менее всего (по сравнению с коллегами из других направлений) понятна "массовому клиенту". Нередко возникает ситуация, когда гуманистический психотерапевт (или психолог), встречаясь с обратившимся к нему за помощью другим человеком, чувствует непонимание со стороны клиента, его недоумение по поводу своей работы или даже протест. Психотерапевт осознает, что провозглашаемые им ценности и взгляд на мир далеки от таковых у клиента, что они не вписываются в его житейскую психологию. Другими словами, психотерапевт встречается с другим мировоззрением - иной раз совершенно противоположным. Основная цель моей статьи - сравнить два таких взгляда на мир и психологические проблемы: точку зрения гуманистической психологии и точку зрения, которую я условно назвал "массовым сознанием". "Массовым" потому, что оно, на мой взгляд, составляет мировоззрение большинства и является естественным следствием образования и развития любого общества (сообщества, массы и т.п.). Массовое сознание воплощено в наборе гласных и негласных, официальных и неофициальных норм и правил, которые направлены на объединение людей, на поддержание целостности общества как единого организма, на защиту его от распада. Массовая идеология предписывает, как надо вести себя, что бы жить в обществе, и способствует развитию человека как члена общества. ............ |