Часть полного текста документа:Греческий язык Широков О. С. По-видимому под влиянием египетских иероглифов и ассиро-вавилонской клинописи развились в первой половине - середине II тысячелетия до н. э. слоговые (силлабографические) письмена на Крите и Кипре. От острова Кипр в сторону северо-восточного угла Средиземного моря тянется "Бычий хвост" - полуостров Карпасия (Дайнарет), заканчивающийся мысом св. Андрея, нацеленным на край современной турецко-сирийской сухопутной границы. К югу от неё в 100 км. (через море) от мыса св. Андрея, находится у г. Латакия Рас-Шамра "Укропный мыс", где были найдены развалины западносемитского города Угарит (XXII-XIII вв. до н. э.). Развитие его находилось под непосредственным воздействием культуры Кипра, а также более отдалённого Крита, и испытывало с юга значительное египетское и с востока месопотамское (восточносемитское) влияние. В середине II тысячелетия возникла западносемитская письменность, угаритские письменные знаки имели клинообразную форму, но были силлабограммами, не различавшимися (как в Египте) по огласовкам. В поздних текстах (XIII в. до н. э.) фактически употреблялось только 22 знака. В то же время возникла схожая с угаритской по характеру, но отличная по внешней форме письменность других (северо-)западных семитов, заселявших плодородные земли Ханаана - Красной Земли" (егип. K'-n'-n, аккад. Kinah h i / Kitahna, библейск. Kena'an, откуда греческий перевод - "Финикия", букв. "Пурпурная, Красная". Они простирались вдоль средиземноморского побережья к югу от Угарита до Синайских высот и пустыни у границ Египта, где развивались города и государственные образования: Гебал ( совр. Джебла в Сирии), Сидон (совр. Сайда в Ливане), Тсур -Тир (совр. Сур в Ливане), Иерусалим, Иерихон, Аскалон (Ашкалон), Газа (в Палестине), Моав (в совр. Иордании) и др. В Библии первое упоминание о западносемитском письме встречается в 31 - 34-й главах "Исхода" - сообщение о записи Моисеем на каменных скрижалях завета (договора) с Богом на Синайской горе (когда он вёл евреев из Египта в обетованную Палестинскую землю). Эти события должны были происходить между 1305 г. до н. э. (изгнание семитских племён из Египта) и 1230 г. (первое египетское свидетельство пребывания народаИзраиля в Палестине). Согласно же греческой мифологической традиции ханаанский (финикийский - сидонский или тирский) царевич Кадм (хан. Q-D-M "восток") прибыл в Беотию (в центральной Греции) в 1313 г.до н. э., основал город Фивы и научил греков финикийскому буквенному письму. До этого лишь на юге Греции - на Пелопоннесе и Крите, изредка употреблялось плохо приспособленное к греческому языку силлабическое линейное письмо B, произошедшее из негреческого линейного A. В отличие от западносемитского языка в греческом языке была богатая система гласных, которые необходимо было передавать при фонографическом письме, и в первых, дошедших до нас (с VIII-VII вв. до н. э.), письменных памятниках наряду с западносемитскими по происхождению согласными буквами употребляются специальные буквы для гласных. Первые письменные памятники в Европе принадлежали древнейшему земледельческо-скотоводческому населению острова Крит конца III-начала II тысячелетия до н. э. Условные рисуночные знаки этого письма, которые мы не в состоянии прочитать, соотносились не со звуками (фонемами), а с цельными словами неизвестного нам языка. ............ |