Реферат
"Гражданское общество"
Гражданское общество: происхождение, основные признаки
Со времени первого упоминания понятия "гражданское общество" в комментариях к "Политике" Аристотеля (XIV в) оно отличалось крайней широтой и неоднозначностью. Становление данной научной категории знаменовало переход от понятия civitas - город град к civilitas, означавшему и "управление", и "государство", и "гражданство", и "цивильность". Долгое время в политической науке понятия "гражданское общество" и "государство" не различались. Однако по мере дифференциации различных сфер общества, освобождения их от вездесущей государственной власти, начала процесса превращения бесправного подданного в свободного гражданина эти понятия приобретают собственное значение.
Исторически идея гражданского общества восходит к Древней Греции и Античному Риму, в частности, к творчеству Цицерона, когда сложилось представление о гражданстве и гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан. От лат. civis - гражданин было образовано понятие civitas - общество.
В середине XVII века Т. Гоббс в двух трудах - "О гражданине" (1642) и "Левиафан" (1651) изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, возникающего при переходе от природного естественного состояния всеобщей вражды и страха к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государства.
Дж. Локк трактует "гражданское общество" как форму государственности, обладающую определенным социально-экономическим и духовным содержанием. Он впервые поставил личность выше общества и государства, а свободу провозгласил главной общественной ценностью. В его понимании свобода нуждается, прежде всего. в защите от государства и достигается эта цель создание общественного договора, служащего защитной структурой между индивидом и государством. Основой свободы индивида, гарантией его политической самостоятельности, по Локку, является частная собственность.
Для Т. Пейна гражданское общество представляло собой область саморегуляции частных интересов. Государство, считает он, возникает вслед за объединением людей в общество, ибо объединившиеся индивиды не способны сами сохранять справедливость в отношениях между собой. Оно создается по общественному договору - единственно возможному способу создать государство. Поэтому верховная власть в нем должна принадлежать народу. Отстаивая идею народного суверенитета, Т. Пейн обосновывает право народа учреждать или уничтожать любую форму правления. Как и другие представители естественно-правовой теории, Т. Пейн различал естественные и гражданские права человека. Таким образом, уже у истоков появления концепции был поставлен вопрос о взаимодействии гражданского общества и государства.
Позднее Г. Гегель рассматривал гражданское общество как промежуточную форму человеческой общности, располагающуюся между семьей и государством и обеспечивающую жизнеспособность общества, реализацию гражданских прав. Гражданское общество для него - совокупность индивидов, удовлетворяющих с помощью труда свои повседневные потребности. Основой его выступает частная собственность. Однако движущей силой исторического прогресса, по Гегелю, является государство, воплощающее "Мировой Дух", гражданское общество выступает как "инобытие" Духа-Идеи. ............