Часть полного текста документа:Графические проективные методики для взрослых Лосева В., Луньков А. (кафедра психологическою консультирования МЭГУ). Эта методика отличается от других рисуночных методик. В ходе работы по стандартной методике, например, "Рисунок человека", выводы о проблемах и личностных особенностях базируются на допущении, что, рисуя "человека вообще", испытуемый неосознанно приписывает ему свои особенности, отождествляя его с собой. В методике "Четыре персонажа" инструкции прямо говорят: "Изобразите себя в образах четырех персонажей - растения, животного, неодушевленного предмета и человека. Мы не оцениваем художественные способности и портретное сходство, а хотим лучше понять Вас и Ваши переживания. Рисунок человека не обязательно должен быть Вашим автопортретом - Вы можете изобразить человека любого пола и возраста, в любом историческом времени. Главное - чтобы он наилучшим образом выражал важные для Вас особенности". Такая инструкция позволяет исследовать самопредъявление и самопознание человека, поскольку он вынужден выделять наиболее существенные для него самого черты. При обсуждении задания необходимо задать вопросы: "Что это такое?" и "Что общего между Вами и этими персонажами?". Напоминаем, что самое значимое изображение окажется наиболее крупным по линейным размерам, усиленный нажим или штриховка связаны с тревожностью относительно тех или иных деталей рисунка. Перейдем к краткой интерпретации основных типов рисунков, которые чаще всего встречаются в нашей практике. В качестве наиболее существенных признаков самого себя люди обычно выделяют: 1) особенности личности, черты характера; 2) пристрастия и интересы ("люблю спорт", "ненавижу жадность"); 3) психические состояния (печаль, страх, надежда и т. д.); 4) описание ситуаций, в которых человек оказался("меня все бросили", "обманули", "это несправедливо"). Заметим, что изображение по типу 1) и 3) есть результат обращения к самому себе, описания того, "какой я", а описания по типу 2) и 4) смещают центр тяжести во внешний мир, на внешние объекты, отношения к человеку других людей. Человек, избравший способ самопредъявления по типу 2)/4), мыслит себя как результат действия внешних сил, а свое психическое благополучие связывает с наличием или отсутствием конкретных внешних объектов. Часто чрезмерно суженный способ самопонимания сам по себе является источником психологических проблем. На рисунке мужчины (рис.1) изображены "собака бездомная, брошенная, которая больше никому не нужна", "высохший цветок, который пора выбросить", "фонарь, который светит в темном углу двора, там его свет никому не нужен", "я сам в виде шаржа". Предметом его обращения к психологу было то, что после развода с женой, которая ушла от него и вышла замуж за другого человека, он "потерял смысл жизни, уверенность в себе" и просил помочь ему "вернуть жену". Он утверждал, что "не будет чувствовать себя человеком, пока этого не добьется". Можно сказать, что он исключал возможность самоуважения в ситуации, когда его бросили. С его точки зрения, только устранение самой ситуации, а не изменение отношения к ней и к самому себе могло ему помочь. Самовосприятие людей по типу 1)/3), наоборот, имеет точкой отсчета то или иное внутреннее состояние и распространяет его на внешний мир. ............ |