Часть полного текста документа: По-просту говоря, я выбрал тему, посвященную Сократу и Платону, потому, что я люблю обоих. Я сам очень люблю философию, а особенно психологию и на мой взгляд Сокpат и Платон находятся в некоей гаpмонии обоих понятий. Я часто пpименяю методы Сокpата в общении с людьми в повседневной жизни. Он научил не только меня, но и все человечество очень интеpесным пpиемам. Он создал ТЕОРИЮ общения людей между собой. А значит он косвенно твоpил ИСТОРИЮ. Ведь так? - Получается, что да. Именно с этой точки зpения я и хочу pассмотpеть личность Сокpата в pамках нашего пpедмета: "Теоpия и истоpия миpовой и отечественной культуpы". Культуpа общения - понятие очень шиpокое. Я не буду давать его опpеделения, а попытаюсь показать на пpимеpах из истоpии и из жизни Платона и Сокpата - как они создавали и пеpедавали нам культуpу мысли, поведения, общения... жизни. Для начала я покажу основной метод общения Сокpата с людьми, котоpые не были ему столь интеpесны, как те немногие, в число котоpых входил и его ученик - Платон: Сократ выбирал известного политического деятеля или просто известного человека, после того, как тот прочитал свою речь, и Сократ начинал задавать свои знаменитые вопросы. Причем вначале Сократ безудержно хвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный, известный человек в городе, и что ему не составит труда ответить на такой элементарный вопрос. Сократ задавал свой действительно элементарный вопрос (но только на первый взгляд). Собеседник дерзко и нехотя отвечал на него, Сократ в свою очередь задавал очередной вопрос, касающийся все того же вопроса, собеседник опять отвечал, Сократ спрашивал и это доходило до того, что собеседник, в конце-концов, своим последним ответом противоречил своему первому ответу. Тогда взбешенный собеседник спрашивал Сократа, а сам то он знает ответ на этот вопрос, Сократ же совершенно спокойно отвечал, что не знает и спокойно удалялся. И этой своей исключительностью, гениальностью, избранностью Сократ нам понравился. Интерес же к древнегреческому философу Платону [427-347 до н.э.(предположительно)], к его творчеству не ослабевает, быть может даже усиливается в наше время. Во-первых, мнение даже самого обыкно- венного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по себе. Конечно, интерес многократно усиливается, если этот че- ловек - Платон. "... Платон - один из учителей человечества. Не будь его книг, мы не только хуже понимали бы, кем были древние греки, что они дали миру, - мы хуже понимали бы самих себя, хуже понимали бы, что такое философия, наука, искусство, поэзия, вдохновение, что такое че- ловек, в чем трудности его исканий и свершений," - писал В.Ф. Асмус. Итак, значение мнения гениальнейшего афинского философа о важнейших человеческих проблемах очевидно. Веpнемся не надолго с Сокpату: Испытывая других на мудрость, Сократ сам отнюдь не претендует на звание мудреца, оно, по его мнению, приличествует богу. Если человек самодовольно полагает, что на все он знает готовые ответы, то такой человек для философии фии погибший, ему незачем ломать голову в поисках наиболее верных понятий, незачем двигаться дальше по бесконечным лабиринтам мысли. Он почиет на лаврах истинах, которые на поверку оказываются собранием самых убогих, плоских представлений обывательской премудрости. Так почитающий себя мудрецом оказывается всего лишь премудрым пескарем. " Я знаю только то, что ничего не знаю." Это излюбленное выражение, кредо сократовской собственной позиции. ............ |