МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Государственное регулирование национальной экономики.
Тема: Государственный сектор в экономике России: современное состояние и перспективы развития
Выполнила студентка
2курса
Специальность 0608у
№зачетной книжки у.6.03.2761
Портнаго Ольга
Николаевна
Санкт-Перербург
2008г.
Введение
Под государственным сектором экономики чаще всего понимают комплекс хозяйственных объектов, находящихся полностью или частично в собственности федеральных органов власти и субъектов Федерации. В других определениях включаются еще хозяйственные объекты, принадлежащие местным государственным органам власти.
Такое определение государственного сектора сужает его понимание и сводит по существу к государственной собственности. Действительно, государственная собственность – ключевое звено государственного сектора, но его понятие значительно шире.
Государственный сектор и государственная собственность – разные понятия и различна их роль в системе регулирования.
Важнейшая роль государственного сектора - аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенной модели экономики.
Государство владеет большим объемом собственности: унитарными предприятиями и учреждениями, акциями различных компаний (в том числе с контрольным пакетом акций), недвижимость в России и за рубежом. Собственность должна эффективно использоваться, служить источником поступления средств в бюджет для решения социальных и экономических задач.
Так, по размеру государственного сектора Швейцария занимает среди развитых капиталистических стран первое место, напротив, размер государственной собственности в Швейцарии относительно не высок. Шведская модель развития экономики строилась на том, что децентрализованное рыночное производство эффективно, и государство не вмешивается в производственную деятельность фирм, но играет большую роль в распределении и перераспределении государством части прибылей через налоговую систему и государственные расходы.
Швеция, избравшая принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор до такого размера, что суммарные государственные расходы, включавшие, как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, превышали 60% ВВП Швеции. Треть самодеятельного населения была занята в государственном секторе, что отражалось в высоких ставках налогообложения.
Занимая первое место в мире по государственным расходам, следуя целям равенства, социал–демократы построили систему всеобщего благосостояния, общество отвечало за предоставление государственных услуг хорошего качества всем гражданам в важнейших областях: образовании, здравоохранении, заботе о детях, о пожилых, социальных услугах.
В США государственные расходы составляют 30% ВВП, в развивающихся странах в целом государственные расходы в ВВП равны примерно 20%, в России – 26,5% ВВП.
1. Масштабы и структура государственной собственности в России
Под государственной собственностью обычно понимают комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам власти.
Масштабы государственной собственности оцениваются рядом показателей:
● долей в объеме основных фондов;
● удельным весом продукции, производимой государственным сектором по отраслям:
● долей производства государственного сектора экономики в общем объеме производства:
● долей от общего объема инвестиций в основной капитал приходящейся на государственный сектор;
● численностью работников на государственных предприятиях.
Наиболее полно масштабы государственной собственности можно определить по показателям (долям) государственных расходов по отношению к ВВП и по доле ВВП, перераспределением через государственный бюджет.
По количественным показателям итоги разгосударствленой экономики России впечатляющи. ............