Часть полного текста документа: Кант Иммануил (1724 - 1804 гг.) был сыном седельника из Кенигсберг и вырос в благочестивой семье, которая предназначила его к пастырской деятельности. По окончании гимназии он поступил в Кенигсбергский университет, где изучал, главным образом, философские, математические и естественные науки. Ученую степень получил в 1755 г., а профессуру - лишь в 1770 г., что совпало с началом его "критического" периода, ибо к этому году относится его диссертация "О формах и принципах мира чувственного и интеллигибельного", в которой уже содержится критика учения о пространстве и времени. До этого времени на развитии его мысли - в частности, на его знаменитой теории развития трех направлений: не только рационализма школы Лейбница и Вольфа, но и математического естествознания Ньютона и эмпиризма Юма. В 1781 году появилось главное произведение Кант "Критика чистого разума", которое заложило основы его новой теории познания. В 1783 г. вышли его "Пролегомены", в 1787 г. - второе дополненное и исправленное издание "Критики чистого разума". Этика и право рассматриваются Кантом в "Основе метафизики нравов" (1785 г.) и в "Критике практического разума" (1788 г.). Последняя из трех критик - "Критика суждения" - появилась в 1790 г. Теория познания Канта ставит себе задачу показать, что именно человек почерпает из опыта и что, напротив того, дает ему чистый разум. Явления представляют лишь ставит себе задачу показать, что именно человек почерпает из опыта и что, напротив того, дает ему чистый разум. Явления представляют лишь ощущения, возникающие в человеке от действия внешних предметов, и не имеют в себе ничего всеобщего и необходимого. Чувства не могут открыть причинной связи в рядах представляющихся нам явлений. Всеобщее и необходимое открывается лишь с помощью разума. Таким образом, опыт дает человеку материал познания в виде разнообразных разрозненных явлений, а разум вносит в них связь и единство в определенных формах познания. Как же разум устанавливает связь и единство в явлениях? Тут возможен двоякий путь: анализ и синтез. Разум, анализируя какое-нибудь понятие, разлагает его и выводит из него то, что в нем заключается. Но как возможно произвести синтез, т. е. как возможно, связывая что-нибудь различное, на этом основании вывести некоторое всеобщее обязательное положение или синтетическое знание? На этот вопрос Кант отвечает так: Сознание человека нельзя уподоблять восковой ..., на которой запечатлевается опыт. сознание есть духовная сила, имеющая свою определенную организацию. Вся духовная жизнь ее непременно относится к одному кажущемуся неизменному центру, к тому. что человек называет "я". В этом выражается единство сознани. Исходя из этого центра, и следует показать, как единство сознания отражается на деятельности различных органов познания, чувств, рассудка, разума. Каждый орган познания имеет присущие ему формальные условия возможности знания. В чувственной области такими формальными условиями являются пространство и время, в области рассудка - категории (количества, качества, модальности, отношения) в области разума - идеи бога, души, свободы. С помощью форм созерцания, т. е. пространства и времени, с одной стороны, и категорий рассудка, - с другой. человек и создает из чувственного материала тот мир явлений. ............ |