ПЛАН
Введение
Александр II: личность и стиль управления
Александр III как государственный деятель
Изменения в государственном аппарате в эпоху реформ и контрреформ
Органы местного самоуправления
Управление национальными окраинами в XIX веке
ВВЕДЕНИЕ
Вторая половина XIX в. стала важным этапом в развитии российской государственности. Феодально-крепостнический строй к середине XIX в. полностью исчерпал все свои ресурсы. Стала пробуксовывать созданная Николаем I бюрократически-полицейская система управления. Усиление реакционного курса во внутренней политике не снизило нарастание антиправительственных настроений в обществе. Отставание от передовых капиталистических стран в экономической и социально-политической сферах привело к сокрушительному поражению России в Крымской войне (1853-1856 гг.). сменивший Николая I в феврале 1855 г. новый император Александр II (1855-1881 гг.) отчётливо понимал необходимость либеральных реформ в различных областях государственной и общественной жизни. Кредо его царствования стала знаменитая фраза: «Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться до того времени, когда оно само собой начнёт отменяться снизу». Цель преобразований в государственном аппарате заключалась в том, что приспособить систему государственного управления к потребностям капиталистической модернизации страны.
Во внутренней политике России второй половины XIX в. выделяются два этапа:
Первый этап – подготовка и осуществление реформ 1860 –1870-х гг. – был связан с деятельностью императора Александра II и так называемых либеральных бюрократов, сторонников реформ из рядов чиновничества;
Второй этап – этап контрреформ – начался после трагической гибели Александра II и прихода к власти его сына Александра III (1881-1894 гг.) и характеризуется усилением консервативных тенденций во внутренней политике самодержавия, частичным пересмотром реформ предыдущего царствования.
АЛЕКСАНДР II: ЛИЧНОСТЬ И СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
Александр II вступил на престол 19 февраля 1855 г. в возрасте неполных 37 лет. В отличие от отца он был достаточно хорошо подготовлен к управлению государством. Его наставником, осуществлявшим общий надзор за воспитанием и образованием, был назначен поэт В.А. Жуковский. Стремившейся привить будущему императору уважение к закону, неприятие деспотизма, понятие высокой нравственной ответственности за судьбы страны, умение шагать в ногу со временем. Александр получил разностороннее образование: юридические науки ему преподавал М.М. Сперанский, историю, географию и статистику – К.И. Арсеньев, финансы – Е.Ф. Канкрин, военное дело – Г.В. Жомини, дипломатическое искусство – Ф.И. Бруннов. Обучение завершилось путешествием по России (1837 г.) и поездкой по Европе (1838-1839 гг.). Николай I охотно привлекал цесаревича к государственному управлению: так, в 1842 г., во время длительного отъезда императора из столицы, на Александра возлагалось решение всех государственных дел, в 40 – 50-х гг. XIX в. он председательствовал в различных секретных комиссиях, рассматривающих по поручению Николая I вопросы внутренней и внешней политики, в годы Крымской войны являлся военным губернатором Петербурга.
Александр II пришёл к власти в сложной обстановке военного поражения и общественно-политического подъёма. ............