Часть полного текста документа:Глобализация или устойчивое развитие? А.Л. Самсонов Разрушение экстремистами делового района Нью-Йорка, в котором сходилось множество нитей глобального воздействия,- удар глобального масштаба, затронувший не только Нью-Йорк, но и весь мир. Он показал, как условны, проницаемы, размыты границы в глобальном мире. Никто не может считать себя достаточно удаленным или защищенным. Законы общества и нравственный императив отдельной личности составляют полюсы мира, между которыми находится пространство выбора- и выбора порой чрезвычайно жестокого. Сможет ли общество, став глобальным, понять и глобальное значение личности? Сможет ли найти точку устойчивости между полюсами мира? Система законов и система нравственных предпочтений составляют не менее важные факторы устойчивости, чем хозяйство, финансы и физическое здоровье. Другими словами, задача устойчивости глобального мира, особенно в условиях его непрерывного изменения, должна решаться как в материальном, так и в ментальном срезе жизни человечества. Без понимания этого поступательное движение невозможно. Но сколько еще кровавых кругов насилия предстоит пройти человечеству перед выходом (или скачком) на очередной этап поступательного тренда- на этот вопрос ответа ни у кого нет. Сегодня, когда особенно очевидно, что все без исключения люди на Земле вовлечены в глобальные изменения, наша задача, задача научно-популярного журнала,- как всегда, помочь читателям разобраться, что стоит за эмоциональными всплесками, какая объективная реальность порождает плюсы и минусы глобализации и могут ли экологи противопоставить ей идею устойчивого развития. Что происходит с миром в процессе глобализации? Человечеству сегодня предложены две главные идеи, отражающие взгляды на будущее. Это- идея глобализации и так называемое устойчивое развитие (sustainable development). С ними многие сегодня сверяют практические дела, ориентированные на перспективу. И нам в России необходимо разобраться, что связывает и что разъединяет понятия глобализации и устойчивого развития. Необходимо для определения предпочтений в выборе будущего- каким богам молиться, каких варягов призывать? Будут ли это глобальные монополии, что внедряют у нас технологии, пристраивающие экономику страны "в хвост" лидерам, или международные фонды с их системой точечных инвестиций, которая, как ожидается, переведет нас на рельсы гражданского общества? И не одно ли и то же скрывается за этими вывесками? А может быть, этими варягами станут отечественные евразийцы или неведомо откуда взявшиеся антиглобалисты? Послушать антиглобалистов, так монстры транснациональных корпораций и спруты телекоммуникаций опутывают мир мощными экономическими щупальцами, лишая жертву сознания с помощью мыльной телевизионной пены и политического зомбирования. Планы мирового господства зреют в головах великих кормчих, стоящих у руля государств и организаций, имеющих планетарные масштабы охвата; паутина финансовых связей опутывает мир, и жирные финансовые пауки дергают ее ниточки, извлекая прибыль из пота и крови простых людей разных стран. А известный ученый-логик А.А. Зиновьев, прославившийся и как публицист разоблачением тоталитарного режима в СССР, сегодня уверен, что капитал, вкладываемый в медиаимперии, создает глобальную систему управления и манипулирования общественным мнением, и в этом глобализация не отличается от тоталитаризма. Однако глобализация как экономический апокалипсис, социальные последствия которого не прогнозируемы,- лишь одна из сторон мрачной картины будущего. ............ |