Часть полного текста документа:Глинка Сергей Николаевич (1776-1847) Аркадий Минаков, Воронеж Консервативные взгляды Глинки совпадали со взглядами Шишкова, Карамзина и графа Ф.В. Ростопчина, но имели свою специфику. В противовес атеистической и материалистической идеологии Просвещения, Глинка выдвинул триединую формулу "Бог. Вера. Отечество" Глинка Сергей Николаевич (литературные псевдонимы: Г-а, С-й; Гл., С.; Издатель "Русского Вестника"; Мечтатель; Отставной кадет; Первый ратник Московского ополчения С. Г.; С-й Г.) (5.7.1776 с. Сутоки Духовщинского у. Смоленской губ.- 5.4.1847, С.-Петербург), литератор, журналист. Родился в патриархальной дворянской семье. С 1782 учился в Сухопутном шляхетном корпусе в С.-Петербурге, в 1795 выпущен в гвардию с чином поручика. В конце 1800 вышел в отставку в чине майора. После смерти матери отказался от своей доли наследства (в т. ч. и от крепостных). С 1802 в течение трех лет служил учителем в Слободско-Украинской губ. По возвращении в Москву работал в театре в звании "переводчика и сочинителя", автор ряда драм и опер. В период войн против императора Наполеона I, породивших всплеск патриотизма в русском обществе, сочинения Глинки, проникнутые духом патриотизма, имели большой успех. Под впечатлением позорного для России Тильзитского мира (1807) приступил в 1808 к изданию журнала "Русский вестник", в котором выразились основные идеи национально-консервативного направления того времени. Глинка стремился пробудить в обществе интерес к отечественной культуре и истории, доказывал, что русская культура и до Петра I обладала высокой мощью и самобытностью, а потому не нуждается в каких-либо заимствованиях и должна развиваться по собственному пути. Глинка критиковал русское дворянство за галломанию, которая, по его убеждению, появилась в результате воздействия иностранных мод, роскоши и воспитания и, как он считал, являлась переходной формой к либерализму и прямой революционности. В результате галломании русское дворянство фактически составило "в недрах" отечества "область иноплеменную" (Русский вестник. 1808. № 4. С. 38. Курсив Глинки - ред.). Покончить с галломанией, по мысли Глинки, сможет лишь "русское воспитание", стержнем которого должно стать изучение русской истории (мифологизированной в героическом духе), обращение к "старине" и русскому прошлому, отказ от французских мод и предметов роскоши, разорявших русское дворянство и приводивших к порче общественной нравственности, а также филантропия. Отечественная война 1812 стала временем наибольшей популярности Глинки и его журнала. За "любовь к отечеству", "доказанную сочинениями и деяниями", Глинка награжден орденом Св. Владимира 4-й степени, по повелению имп. Александра I ему были вручены 300 тыс. руб. на издательскую деятельность, которые он вернул в казну по окончании кампании. После войны, в связи с изменением умонастроений значит. части русского общества, приведшим вскоре к возникновению декабризма, Глинка подвергся уничижительной критике в стихах А.Ф. Воейкова и К.Н. Батюшкова. В 1816 Глинка начал публиковать первые части своей "Русской истории в пользу семейного воспитания", которая имела определенный успех и выдержала три издания. "Русская история" в значительной степени отразила политические взгляды Глинки, его "русскость", национализм и монархизм. ............ |