Часть полного текста документа:Глеб Владимирович Карпов А. Ю. ГЛЕБ (в крещении ДАВЫД) ВЛАДИМИРОВИЧ († 5 сентября 1015), князь Муромский. Один из младших сыновей великого князя Киевского Владимира Святославича, Крестителя Руси († 15 июля 1015). Согласно летописи, вместе со своим старшим братом Борисом родился еще до крещения Владимира (т. е. ранее 987/988 г.) от его жены-болгарыни (причем неизвестно: из Дунайской или из Волжской Болгарии). При крещении наречен именем Давыд. В позднейших русских источниках (начиная, по крайней мере, с XVI в.) получила распространение иная версия, согласно которой Борис и Глеб появились на свет в браке Владимира с византийской принцессой Анной, порфирородной сестрой императоров-соправителей Василия II и Константина VIII (989 г.) (об этом сообщают авторы Тверского летописца, т. н. Нового Владимирского летописца, новгородской Большаковской летописи и др.). Эту версию принимают и некоторые современные исследователи. Так, в последнее время она получила развитие в ряде работ польского историка А. В. Поппэ, по мнению которого "в житийно-летописном предании Борис и Глеб были приписаны матери-болгарыне" с целью "выскоблить" всякую память о потомстве царицы Анны из "династической традиции", ибо именно с царицей Анной можно связывать неудачную попытку Владимира "византизировать" престолонаследие в Киеве. По-видимому, в основе этой версии лежит представление о молодости обоих братьев (особенно Глеба), согласно агиографическим и иконографическим источникам. Однако, как представляется, у нас нет никаких оснований приписывать летописцу сознательное искажение фактов в перечислении сыновей Владимира и отвергать прямое указание летописи на происхождение святых братьев от матери-болгарыни. Кроме того, кажется невероятным сознательное умолчание составителей Житий Бориса и Глеба и летописцев о родстве канонизированных русских святых с византийскими императорами. Что же касается традиционного представления о молодости братьев (особенно Глеба) ко времени их кончины, то оно может объясняться следованием агиографическому шаблону, традиции, в которой, как правило, преувеличивается эпическая молодость князя-мученика, принимающего смерть от князя-мучителя, своего старшего родственника. Впрочем, нельзя исключать и возможность того, что Борис и Глеб (или один только Глеб) могли появиться на свет от матери-болгарыни и после брака Владимира с Анной - ведь мы не знаем, насколько сразу и насколько бесповоротно Владимир порвал со своими прежними женами. Будучи единоутробными братьями, Борис и Глеб питали искреннюю любовь и привязанность друг к другу. Примеры этой братской любви приведены в посвященных им агиографических сочинениях. Нередко бывало, например, пишет знаменитый агиограф и летописец диакон Нестор, автор "Чтения о житии и о погублении Бориса и Глеба", что Борис читал вслух жития и мучения святых, а его брат Глеб, бывший еще дитем, сидел подле него и внимательно его слушал. Братья во всем стремились уподобиться своему отцу и раздавали многую милостыню "нищим, и вдовицам, и сиротам", причем и здесь Глеб подражал не только отцу, но и брату. Реальная биография князя Глеба Владимировича нам почти не известна. В Житиях святых князей-мучеников изображены их идеальные образы. Но за этими иконописными ликами, увы, трудно разглядеть реальные черты обоих князей, участников и жертв жестокой политической борьбы, начавшейся на Руси в последние годы пребывания Владимира Святославича на киевском престоле и особенно после его смерти. Из летописи известно, что отец направил Глеба на княжение в город Муром, населенный преимущественно финно-угорским племенем мурома. ............ |