Часть полного текста документа: ПЛАН РЕФЕРАТА : Введение. I. Жизнь и деятельность Георгия Конисского. II. Философские взгляды Георгия Конисского : А). Деизм Конисского. В). Наука и религия. С). Теория познания. D). Этическое учение. Заключение. Использованная литература. ВВЕДЕНИЕ. Известно, что в XV-XVII веках в славянском мире совершается процесс усвоения и переработки гуманистических идей не менее значительный, чем в Западной Европе. В этот период зарождается кризис средневекового феодального мировоззрения, опиравшегося на религию и теологию как на своё идуйное основание. И уже в начале XVIII века в России сложились прогрессивные для своего времени идеи о ценности образования и науки. Особо прививается в России тех времён техническое образование, растёт интерес к военному делу, мореплаванию и строительству. Однако, в духовной жизни общества православная церковь продолжает сохранять господствующее положение. Хотя по мере того как православная церковь обрастает огромными владениями и превращается в одного из самых крупных "феодалов", несомненно, возрастают скрытое сомнение и возмущение народных масс, испытывающих неимоверный гнёт. Общий кризис религии, наступающий с нарастанием антифеодального движения, особенно углубляют успехи естественных наук, в первую очередь астрономии, физики, биологии. Теология и наука, вера и разум -- извечные противники, в XVII-XVIII веках они сталкиваются особенно часто. Церковь, ещё довольно сильная, не желает уступать своих позиций в объяснении мира. Развитие естественных наук в России привело к тому, что в отечественной философии первой половины XVIII века утверждается вера в силу человеческого разума. Ученые делают решительный шаг к отмежеванию человеческого разума от религии, требуют научно обоснованного и базирующегося на опыте знания. Церковь принимает такое отмежевание, допуская, что природа, Вселенная -- это книга, где бог показал своё величие, и люди обязаны его познать; другая сфера -- мир социально-этических ценностей, область проявления божьей воли. Такое положение способствует внедрению в отечественную философию деистической системы мира. Наука превращается в могущественную основу мировосприятия. Под влиянием успехов естественных и точных наук в России идёт процесс изоляции науки от религии. Этот процесс углубляется утилитарным отношением к знаниям, к науке вообще. Делаются попытки создания русской философской терминологии с целью приближения философии к широким кругам, с желанием сделать доступными и употребимыми классические философские понятия. Философское наследие отечественных учебных заведений первой половины XVIII века убеждает в том, что каждый философский курс, преподаваемый в них, -- продукт своей эпохи, вобравший в себя традиции и интересы ряда поколений. Профессора философии (в том числе и Г.Конисский), составляя свои философские курсы, умело сочетали достижения предшественников и насущные требования своего времени. Один из создателей таких академических философских курсов -- Георгий Конисский, профессор Киево-Могилянской академии. На примере этого философа можно ознакомиться со взглядами и мыслями, характерными для того времени. I. ............ |