Часть полного текста документа:Генетика бизнеса. Генетические опыты на бизнес-объектах Понятия , , , по отношению к бизнесу приобретают вполне ясные очертания и измеряемые формы. Загадочность сменяется определенностью, неоднозначность замещается неизбежностью. Генетический подход к бизнесу приводит многие проблемы к общему знаменателю. В необычной системе координат круг лиц сужается до одного, число вариантов - до одного-двух. Как оказалось, генетическая теория едва ли не лучше описывает процессы, происходящие в бизнесе, чем в живой природе. В статье показано, как через призму генетики проясняются казалось бы сложные вопросы управления бизнесом. Врожденное и приобретенное Чтобы попасть в спортивную, музыкальную или математическую школу, надо сдать экзамены. В бизнес принимают всех желающих. И это странно, учитывая, что при свободном входе за выход придется платить, причем немало. Специалисты могут протестировать и оценить ваши шансы в бизнесе, но что-то не слышно, чтобы такая услуга предлагалась на рынке. Вероятно, на нее просто нет спроса. Считается, что у каждого в бизнесе есть шанс, как в казино. Было бы жестоко лишать кого-то возможности попробовать себя и испытать судьбу. На самом деле предостеречь чело-века о несоответствии его природных данных уровню амбиций не более жестоко, чем отказать ребенку в приеме в балетную школу. А все же не хотят люди лишать себя сказки, и с этим ничего не поделаешь. Нет вступительных экзаменов, но и с учителями по предмету дело плохо. Бизнес-среда? Такой же учитель, как работник ГАИ, вся методика которого сводится к наказанию или изъятию. Консультанты? Теоретически имеются, но на практике роль консалтинга, похоже, иная, и о ней мы поговорим чуть позже. Бизнес-образование? Сначала все время некогда, потом уже незачем. Остается только одно - . Похоже, что бизнес ближе всего к искусству, где можно стать, например, великим писателем и не оканчивая Литературный институт. А в искусстве врожденное намного важнее приобретенного. Если нет экзаменов, нет учителей, а успешный бизнес все равно есть, то остается только одно - талант его собственника. Маленький, чахлый бизнес - маленький талант. Большой бизнес - большой талант. Мне могут возразить, что большой бизнес управляется наемными менеджерами, а это уже талант иного рода. На первый взгляд очевидно, но опыт работы с владельцами бизнеса не раз давал поводы в этом усомниться. Типичная ситуация в консалтинге, иллюстрирующая известную мысль о том, что компанию можно изменить ровно настолько, насколько она способна к восприятию. Все идет по плану, но в определенный момент понятия о стратегии, менеджменте, бизнес-процессах теряют всякий смысл и уходят в тень, подменяясь более важными для собственника чувствами: амбициями, обидами, любовью, страхами и т.п. И всегда в таких случаях возникают два вопроса: 1. Как удалось такому владельцу построить бизнес? 2. Сколько еще этот бизнес ? - похоже, свойство необязательное. Если не способна компания (собственник) принять все, что ей предлагают, - воспримет то, на что способна сегодня. Пройдет время, и рынок поднимет порог восприимчивости. Поднимет, если сможет. На самом деле в свете понятий и способность к восприятию принимает вполне ясные фатальные очертания. Важно только понять, что может дать человеку только природа, а что можно заработать, купить, получить в подарок, украсть, наконец. ............ |