Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы гендерного подхода к особенностям употребления алкоголя в подростковом возрасте
1.1 История возникновения и проблема употребления алкоголя
1.2 Факторы и мотивы употребления алкоголя в подростковом возрасте
1.3 Гендерные особенности употребления алкоголя подростками
Глава 2. Исследования гендерных особенностей употребления алкоголя в подростковом возрасте
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Исследование гендерных особенностей употребления алкоголя в подростковом возрасте
Заключение
Библиографический список
Приложение
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Введение Проблема борьбы с употреблением алкоголя в подростковом возрасте актуальна для большинства стран. Можно без преувеличения сказать, что алкоголь совершил триумфальное шествие по планете, ибо для него не существует границ. И как некогда остро стоит сегодня вопрос о борьбе с употреблением алкоголя подростками в нашей стране.
Каждая эпоха характеризуется стремлением подавлять нежелательные формы человеческого поведения в обществе. На современном этапе развития общество практически смирилось с проявлениями "положительной" девиации: стремление быть не таким как все носит всепоглощающий характер и не несет стойких протестов. Но вместе с тем девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы в России массовый характер и выделило эту проблему в центр внимания социологов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Алкоголизм как вид девиации является частью российской действительности. Ужасающим является тот факт, что социальная проблема стала распространяться не только среди взрослого населения, но и в самой уязвимой составной части общества - среди подростков. Эта проблема достигла таких масштабов, что необходимость ее детального изучения приобрела насущный характер. Широкая реклама и продажа алкогольных напитков, социальная, экономическая и психологическая напряженность, неорганизованность досуга и отдыха способствовали росту алкоголизации подростков.
Подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли. [9, стр.51]
Психологически подростковый возраст исключительно сложен и противоречив. Неслучайно уже с XX века он привлекает пристальное внимание исследователей. К настоящему времени психологами получен большой фактический материал о психологических особенностях подростков. Проведены исследования, посвященные потребностям, идеалам, интересам подростков, особенностям воли, нравственным представлениям, мотивам деятельности подростков, многообразию факторов, влияющих на их развитие. ............