Часть полного текста документа:Гази Магомед 1829-1832 В середине XIV века в среднеазиатском городе Бухаре один суфийский мыслитель Магомед Накшбандийский Мухаммед Бах аль-Дин аль-Накшбанди) основал новое учение сыгравшее немаловажную роль в истории не только средней Азии, но и всего мусульманского мира. По смерти мыслителя учение это, получившее название Накшбандийа (в русской историографии учение называется "мюридизмом"), из Средней Азии распространилось в Индию, а затем через страны Среднего Востока в конце XVII века добралось и до Кавказа. Такой долгий по времени путь распространения учения можно объяснить способом передачи духовных знаний в суфийской среде: от одной ступени постижения знания к другой ступени (таррикат) и от наставника - муршида, к ученику мюриду. Приверженцы накшбандийзма полагали, что мусульманская община (умма) сбилась с праведного пути и отошла от заповедей пророка Мухаммеда. Соблюдение предписаний шариата и уклонение от недозволенных новшеств (бида) являлись одним из способов заставить народ жить праведно. Но этого по мнению новых проповедников было мало. Шариат должен был регулировать всю общественную жизнь, в том числе правление властителей должно также осуществляться согласно шариата. Ведь именно в том что умма сбилась с праведного пути виноваты в первую очередь власть имущее, погрязшее в грехе. Послушание подданных кончается там, где владетели не следуют правилам шариата. Вывод из этого учения следовал поистине парадоксальный. Раз кругом в большинстве своем неправедные правители, то истинный мусульманин не может быть в подчинении у них, а должен стараться быть свободным человеком и не должен платить налоги, а деньги направлять на помощь правоверным борцам за чистоту мусульманской веры.Проникновение накшбандийзма на Кавказ началось в конце 10-х годов XIX века благодаря шейху Исмаилу из Курдистана. Он в первую очередь призывал к внутреннему джихаду и сумел обзавестись несколькими преданными учениками. Среди его дальнейших последователей оказался Магомед Ярагский (Мухаммед аль Яраги) сыгравший роль первого общепризнанного духовного лидера Кавказа. Именно с его "легкой" руки выбирались все мятежные имамы Дагестана. Надо заметить, что к началу 30-х годов XIX века в Петербурге не без основания считали покорение Кавказа делом практически завершенным. Продолжительная деспотия Ермолова, успехи России в войнах с Персией и оттоманской Турцией вселяли в сердцах горских народов трепетный ужас. Как можно было противостоять такому сильному и могущественному противнику? И тем удивительнее представляется на фоне всеобщего упаднического настроения появление первого - неукротимого имама Дагестана, сумевшего совершить объединить чуть ли не всех горцев на войну с Россией. Давайте постараемся найти причины этого парадоксального явления. В первую очередь царское правительство старалось привить лояльность местных правителей. Из казны выделялись специальные суммы на денежные выплаты для поддерживающих власть русского императора Новая власть несла с собой разрушение традиционного уклада жизни горских народов. Хрупкая экономика Кавказа была подорвана. На подвластные усмиренные общества легли новые податные тяготы и трудовые повинности. Одно сооружение дорог и мостов в горах стоило многого. ............ |