Часть полного текста документа:Галахические основы охраны природы в Вавилонском Талмуде А.И. Казанник, Омский государственный университетет, кафедра государственного и муниципального права Древняя Палестина входила в огромный район, который в библейские времена называли "Плодородным полумесяцем". На ее равнинах росли ячмень, виноград, смоковницы и финиковые пальмы, паслись многочисленные стада крупного и мелкого скота. Многие города были окружены крепостными стенами с мощными башнями, за которыми население могло укрываться от нередких набегов кочевников из-за Иордана, угонявших скот и разграблявших собранный урожай. Хозяйственная деятельность потомков Авраама оказывала глубокое воздействие на природу Палестины. В непосредственной близости от населенных пунктов сводились леса, уничтожались дикие животные, исчезали в результате собирательства съедобные и лекарственные растения, загрязнялись водоемы. Во всех сельскохозяйственных зонах происходила замена естественных ландшафтов аграрными, разрушались склоны холмов, набирала силу ветровая и водная эрозия почв, надвигалась пустыня. Неизбежными спутниками гидротехнического строительства становилось заболачивание и засоление земель. В силу этих причин у евреев Палестины сложилась уникальная система использования естественных ресурсов и сбережения природной среды. Во всех странах мира охрана природы последовательно осуществлялась в таких организационных формах, как народная, частная (частнособственническая), государственная и общественная. Каждой форме соответствовала своя система социальных норм, регулирующая отношение человека к среде его обитания. Народная базировалась на религиозных нормах, а также на сложившихся в практике природопользования обычаях и традициях. В этих нормах были сформулированы многочисленные предписания и запреты на использование отдельных видов природных богатств. Верующие воспринимали их как повеления сверхъестественных сил. Исполнение норм обеспечивалось эффективными санкциями, в том числе и мерами принуждения, применяемыми к их нарушителям служителями культа. Обычаи и традиции отражали образ жизни коренного населения, опыт использования природных богатств, взгляды на природу, передаваемые от поколения к поколению Они соблюдались в силу привычки, внутреннего убеждения и под воздействием общественного мнения. Частная (частнособственническая) форма стала реальной с появлением института частной собственности на природные ресурсы. Частный интерес, по существу, превратился в единственный регулятор общественных отношений по использованию богатств окружающего мира. С его учетом определялся правовой статус собственников, их имущественные связи, институт наследования природных ресурсов. Охрана природы составляла лишь придаток частного права природопользования. Государственная охрана появилась в результате дифференциации частного и публичного интересов, осознания жизненной необходимости сохранения окружающей среды. Если для собственников преимущественное значение имело использование природных ресурсов, получение сиюминутной выгоды, то для государства особую актуальность приобретала охрана природы. В содержании природоохранных норм нашел яркое выражение общественный интерес. ............ |