Часть полного текста документа:Функциональная асимметрия в деятельности анализатора пространства А.Г.Соломонов, М.В.Сиротина, кафедра анатомии и физиологии человека ЯГПУ, школа N80, г. Ярославль Комплексный характер проблемы взаимоотношений симметрии и асимметрии Природы, впервые отражённый физическими теориями, в полной мере воспринят современной психофизиологией [1 - 4]. Неравенство анатомических и физиологических характеристик человека по отношению к "правому" и "левому" пространству, "верху" и "низу" выражается понятием индивидуального профиля асимметрии. Анализатор пространства, формирующий индивидуальную, собственную пространственную среду, также обладает асимметрией. Она определяется асимметрией составляющих его сенсорных систем: зрительной, слуховой, вестибулярной, осязательной, мышечной чувствительности, а также асимметрией двигательных и высших психических функций. Её профиль оказывает значительное влияние на особенности познавательных процессов и деятельности в мире объективного пространства и времени. При этом не только идёт приспособление к объективному пространству, но и его изменение в соответствии со своей асимметрией. Неравномерность распространения среди людей различных профилей асимметрии, "правой" или "левой", приводит к тому, что социальная среда комфортна прежде всего для преобладающего "правого" большинства. Для педагогики чисто практическим является вопрос, надо ли переучивать левшей. Решать его можно лишь в каждом конкретном случае, выявив профиль и значение асимметрии в определённой деятельности. Профиль асимметрии пространственного анализатора может быть характеристикой как типологических особенностей лиц, занимающихся профессиональной деятельностью, так и условий их труда. Примером деятельности, требующей высокого развития свойств пространственного анализатора, является труд художника. Изучение асимметрии пространственного анализатора может помочь понять, чем художники отличаются от "нехудожников", как происходит становление их профессиональных качеств. Психофизиологические наблюдения позволяют оценить также личностные особенности, определяющие выбор человеком этой творческой профессии. Задачи исследования оценить вклад различных видов асимметрии сенсорных функций в её общий профиль; рассмотреть влияние профессиональной деятельности у будущих художников на показатели асимметрии зрительного анализатора, одного из основных компонентов анализатора пространства. Объём и методы исследования Группа контрольная, "нехудожников", включала в себя более 50-и человек: студентов естественно-географического факультета ЯГПУ, школьников старших классов. В группу опытную входили 9 учащихся второго курса ярославского художественного училища. Применяемые методы исследования асимметрии сгруппированы в соответствии с практической классификацией работы [1]. Следует обратить внимание, что выделяемые в ней моторные, сенсорные и психические асимметрии не имеют чёткой границы, взаимодействуют между собой. Для выявления сенсорной асимметрии зрительных и осязательных восприятий проводили определение: а) ведущего глаза, б) полей зрения для каждого глаза, в) величины ошибки в иллюзии Мюллера - Лайера (тахистоскопически и без ограничения времени), г) критической частоты слияния мельканий (тест КЧСМ) до и после заданной зрительной нагрузки, д) порога дискриминации для пальцев правой и левой руки, е) выраженности осязательных иллюзий в тесте скрещённых пальцев (опыт Аристотеля). ............ |