Часть полного текста документа:Френсис Бэкон 1 Введение. У начала новой европейской философии возвышается колоритная фигура Фрэнсиса Бэкона. Однако до сих пор живы в сознании многих его броские афоризмы, максимы его практической философии и слова торжественного гимна в честь всемогущества человеческого знания и экспериментальной науки. По крайней мере три идейных фактора определили формирование и характер новой европейской философии - возрождение античных ценностей, религиозная реформация и развитие естествознания. И воздействие всех их отчетливо прослеживается в возрениях Бэкона -- последнего крупного философа Возрождения и зачинателя философии нового времени. Натурфилософия Возрождения наряду с крепкой традицией английского номинализма и эмпиризма подготовили почву для бэконовской филосовской реформации. Его философия была продолжением натурализма Возрождения, который он вместе с тем освобождал от пантеизма, миститизма и различных суеверий. Продолжением и вместе с тем его завершением . Остатки органистических воззрений сочетались в ней с началами аналитического метода, поэтичность с трезвым рационализмом, критицизм с нетерпеливым желанием охватить все и обо всем высказаться. Она удивительно концентрированно воплотила в себе тот последний мощный всплеск культуры Возрождения , который породил запоздалый, кратковременный и напряженный английский Ренессанс , этот яркий закат всего западноев- ропейского Ренессанса ,почти слившийся с зарею грядущего Просвещения. И по своим намерениям , и в действительности Бэкон играл в философии роль реворматора . Но обставлена она была классическими декорациями . Провозгласив принципиально новую ориентацию и значимость философии , Бэкон в понимании если не задач , то об'ёма ее компетенции примыкал к классической античной традиции , одновременно придавая этому понятию и то широкое значе- ние научного знания вообще , которое надолго укоренится в анг- ло-саксонском обиходе . Он включал в философию почти всю совокупность наук и ви- дел ее задачу в изучении как природы , так и человека с некоторой методологичеки единой точки зрения . И в месте с тем этот родоначальник сциетизма в философии , если только он не обсуждает специальные естественнонаучные проблемы и опыты , в своих рассуждениях умел сохранить тот особенный аспект подхода ,который соот- носится с непосредственным эначением этого древнегреческого термина >-- любомудрие . Размышляя сегодня над наследием Фрэнсиса Бэкона -- философией далекого английского Возрождения,мы находим в нем самые различные элементы и напаластования --новаторские и традиционалистские , научные и поэтические , мудрые и наивные ,те, корни которых уходят в глубь веков , и те , которые протягивают во времени свои вечнозеленые побеги в миры иных социальных структур , проблем и умонастрое- ний. Такова уж судьба классической филосовской мысли -- долгая жизнь в отличии от эпигонских и плоских философствований ,пре- тенциозность которых болезненно ощущается уже современниками .Оригинальная же мысль всегда содержит всебе тайну метафоро- зы,возможность многократного и неожиданного преломления в умах будующих поколений . Деятельность Бэкона как мыслителя и писателя была направлена на пропаганду науки ,на указание ее первостепенного значения в жизни человечества ,на выработку нового целостного взгляда на ее строение ,классификацию , цели и методы исследования. ............ |