Часть полного текста документа:МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.П. Огарева ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ кафедра регионоведения и политологии КУРСОВАЯ РАБОТА ФОРМЫ ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА Автор: Башкирова Ю.В. 103 группа специальность регионоведение Руководитель: Доленко Д.В. Оценка: Саранск, 1999 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Унитаризм и федерализм как способы политико-территориальной организации государственно-политической системы 3 1.1. Унитаризм 3 1.2. Федерализм 5 1.2.1. Понятие и сущностные черты федерализма 5 1.2.2. Основания федерализма 7 2. Российский федерализм: прошлое, настоящее, перспективы развития 9 2.1. Становление федерализма в России 9 2.2. Особенности и проблемы российского федерализма. 11 2.3. Дискуссии о перспективах развития российского федерализма 13 Заключение Проблемы федерализма приняли особо острое звучание в конце XX в., когда целый ряд событий дал повод для сомнения в перспективности федераций. Среди них распад СССР, Югославии "цивилизованный развод" Чехословакии, события в Молдове, Закавказье, Чечне и ряде других регионов. Но в то же время вполне благополучно функционируют в рамках федеративного государственного устройства такие государства, как США, ФРГ, Австралия, Австрия, Швейцария и ряд других развитых капиталистических стран. Федеративная форма государственного устройства принята в Бельгии. Таким образом, очевидно, что категорическое отрицание федерализма неуместно. Для понимания сущности федерализма, его перспективности относительно других форм территориально-политической организации общества, что особенно важно для России, где федерализм находится на стадии становления, федерация представляет собой весьма неустойчивую систему и встречает массу критики, крайне важно выделить и проанализировать факторы, способствующие становлению федеративногi устройства e его стабилизации. Необходим анализ противоречивых процессов становления федерализма, мировых и региональных тенденций развития этих процессов, теорий федерализма, выделение характеристик, свойственных федерализму в целом. Представление и понимание цельной динамичной системы должно способствовать определению оптимального пути развития для нашей страны и особенностей процессов развития современного мира в целом. 1. Унитаризм и федерализм как способы политико-территориальной организации государственно-политической системы Все многообразие конкретных способов политико-территориальной организации власти в государственных образованьях может быть сведено к нескольким основным типам связей: централизации, децентрализации, автономии, местному самоуправлению, федерализму. Первые четыре из перечисленных типов характерны для простого или унитарного государства [8; 73]. Прежде чем приступить к их непосредственной характеристике, необходимо отметить, что понятия "унитарное государство" и "унитаризм", "федерация" и "федерализм" не тождественны. Первые являются аналитическими понятиями, обозначающими особые конституционные институты, принципы и процедуры. Федерализм же и унитаризм являются принципами государственного устройства, результатом реализации которых и будут конкретные формы территориальной организации власти в государстве. 1.1. Унитаризм Большинство государств современного мира являются унитарными. ............ |