Часть полного текста документа:Cоюз ветеранов органов внутренних войск АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ Рязанский филиал Реферат по истории Отечества на тему: "Формирование советской культуры: основные направления" Выполнил: студент 1 курса Государственного и Муниципального управления Группы УО-22 Колоницкий Никита Проверил: к. и. н. Попова А.Д. г. Рязань 2002 Содержание: Введение......................................................................3 1.Развитие образования. ................................................5 2.Развитие советской науки. ..........................................7 3.Формирование советского искусства. ..........................11 Заключение..................................................................21 Список литературы.......................................................22 Введение. Революция коренным образом изменила жизнь российского общества, открывшей новый этап отечественной истории - советский. По масштабу и глубине произошедших перемен Октябрь 1917 г. следует поставить в один ряд с принятием Русью христианства, образованием русского государства и реформами Петра. Глобальная трансформация культуры стала неотъемлемой частью изменений в политической и социальной сферах. Резкий слом традиции всегда имеет как положительные, так и отрицательные последствия. По данной теме существует две различные точки зрения отраженные в советской и современной литературе. В литературе изданной в советские времена, например у Зезиной1 выделено такое мнение Ленина- "Пролетарская культура, должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества"2. Главный упор книг того времени был на то, что социалистическая культура должна выражать интересы трудящихся и служить "задачам классовой борьбы пролетариата за социализм"3. Политикой жесткого давления, удалением "левацких мелкобуржуазных взглядов"4. Все действия партии рассматриваются, как необходимой политикой для становления нового государства. Удаление ненужных элементов должно было способствовать развитию коммунизма в молодом государстве. В современной литературе, например в учебнике Орлова5 или у Георгиевой6 считается, что политика советского государства по отношению к культуре была неоднозначной, с одной стороны воодушевление масс, духовный подъем людей, "вдохновленных идеалами коммунизма"7, а с другой: классовая борьба, выселения, нарушения прав человека, утечка мозгов (число убитых и подверженных сталинским репрессиям исчисляется от 70 до 120 миллионов, а это- половина нации)8. Очень интересно разобран этот вопрос в книге Семенниковой - она делает упор не на эмпирический материал, как многие, а на собственное осмысливание. Развитие образования Сразу после революции партия большевиков и советское правительство берут под контроль развитие системы образования. В конце 1917-начале 1918 г. были приняты декреты об отделении церкви от государства и школы от церкви9. Руководство народным просвещением декретом ВЦИК и СНК РСФСР было возложено на Государственную комиссию по просвещению во главе с А. В. Луначарским. Главным достижением молодого советского государства явилось создание системы по-настоящему всеобщего начального образования. В первые послереволюционные годы издаются декреты об обязательном обучении грамоте. Несмотря на тяжелое материальное, положение повсеместно создаются школы. В 1923 г. было организовано добровольное общество "Долой неграмотность!"10. ............ |