Часть полного текста документа:Формирование психолого-дидактической культуры учителя в процессе повышения квалификации М. М. Князев, Г. М. Криницкая Социальная ситуация сегодня такова, что конкурентноспособность необходима не только предприятиям и учреждениям, но и каждому профессиональному работнику. Конкурентноспособны в современном мире только специалисты высокой квалификации. Для педагогов квалификация является первоочередной задачей, поскольку от уровня их профессиональной компетентности во многом зависит качество образования. В последние годы произошли значительные изменения в формах, методах, уровнях обучения, создаются разноуровневые программы, учебники, новые методики и технологии, развиваются альтернативные образовательные учреждения. Все это ставит перед учителями задачу не только хорошо владеть своим предметом, но и уметь свободно ориентироваться в соответствующей области знаний, осуществлять интеграцию в рамках смежных дисциплин. Тип преподавателя-информатора, транслятора знаний, уходит в прошлое. Педагогическая деятельность становится сферой практического человекознания, обусловливающего самореализацию субъектов образовательной деятельности, одной из приоритетных ценностей образования в XXI веке. Разрыв между уровнем подготовки учителей и запросами практики побуждает к поиску возможностей профессионального роста педагогов. Одним из эффективных путей углубления специализации, модификации опыта преподавания можно признать целевую методическую работу школы, обеспечивающую вариативность и непрерывность самообразования, формирующую личную устремленность учителя к совершенствованию профессиональной деятельности. В условиях модернизации образования необходимость отказа от традиционной работы в рамках "методической темы года" продиктована потребностью решать задачи развития современного образовательного учреждения, при этом важно сохранить имеющийся методический арсенал и соотнести его с обновленными ценностями и целями школы. Модернизация образования обусловливает необходимость овладения учителем современным педагогическим мышлением, способствующим повышению качества профессионального труда и профессиональной мобильности. Основной особенностью такого мышления является его четко выраженная ценностно-деятельностная основа, ориентация на изменение функций школы как социального института. Ведущими функциями современной школы можно признать функции педагогической поддержки саморазвития ребенка и социальной защиты от некачественных образовательных услуг. Указанные функции способствуют становлению школы, в которой обеспечивается равенство возможностей получения качественного образования и устанавливаются принципиально новые отношения в образовательной среде. Установление принципиально новых отношений в образовательной среде можно считать результатом сегодняшнего, а не завтрашнего дня. Равенство возможностей получения образования не означает выравнивания школьников в достижениях и результатах учения. Установка на равенство означает не только наличие одинаковых стартовых возможностей, но и предоставление фактической дифференцированной педагогической поддержки, которая позволяет ребенку максимально раскрыть свой сущностный потенциал. ............ |