Часть полного текста документа:Формирование профессиональной компетентности в курсе "Элементарная физика" Иродова И.А., Мазаева Л.Н. В настоящее время, наряду с проблемами отбора содержания профессиональной подготовки, существенную значимость приобрели проблемы определения педагогических средств, способствующих профессиональному и личностному становлению будущих учителей. Недостатки традиционной системы профессиональной подготовки особенно остро сказываются на процессе преподавания дисциплин предметного и профессионального блоков. Практика показывает, что совершенствование учебных планов и программ не всегда способствует повышению эффективности учебного процесса. Отрыв обучения от требований реальной практической деятельности, формальный подход к самому процессу обучения препятствуют развитию профессиональной компетентности будущих учителей. В качестве варианта решения названных проблем мы предлагаем усиление профессиональной направленности обучения будущих учителей, которое заключается: - в создании условий для осознания студентами особенностей будущей профессиональной деятельности, в акцентировании внимания на развитии личностных качеств, необходимых для успешного овладения будущей профессией, в определении уровня развития профессионально важных качеств, имеющихся у каждого студента и построении индивидуальных образовательных траекторий. Реализация задач формирования профессиональной компетентности на основе усиления профессиональной направленности предметной подготовки возможна путем введения в учебное занятие элементов профессиональной деятельности, профессиональных проб, изменения форм и методов обучения. Разработанный нами курс "Элементарная физика" направлен на обобщение и систематизацию физических знаний и создание у студентов целостных представлений не только о физической картине мира, но и о своей будущей профессии и тех знаниях, умениях, навыках и способностях, которые необходимы для успешного овладения будущей профессией и для выполнения профессиональных обязанностей. Основными целями курса "Элементарная физика" являются: -систематизация усвоенных в школьном курсе физики знаний, -формирование физического образа окружающего мира, физической картины мира, -усвоение основ физики как прикладной науки, -формирование мотивов учебной и профессиональной деятельности, способствующих успешному овладению профессией, -формирование сознательного творческого отношения к профессиональной деятельности, -обогащение личностного опыта будущего учителя, -формирование интегративных профессионально личностных качеств. В программе курса "Элементарная физика" нашли отражение основные дидактические принципы (Табл.1): Таблица 1 Дидактические принципы Отражение в содержании Примеры Комплексное обучение, воспитание, развитие Включение в содержание элементов социального опыта, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения. Примеры применения знаний и способов деятельности. Разбор ситуаций конкретных уроков, обращение к личностному опыту студентов Научность Отражение общих методов научного познания, закономерностей развития науки Методология науки, философские аспекты физики, обобщение на уровне теорий и концепций Систематичность, последовательность Отражение содержательно-логических связей Структурно-логические схемы Анализ тем, разделов Системность Отражение структурных связей, анализ общенаучных терминов. ............ |