Часть полного текста документа:Формирование представлений о Боге в разных культурах. Дао и Абсолют М. Щербаков Формирование представления о духовности и ценностях С позиции Кластерной модели сознания "чувство Бsога" соответствует доступу к уровню универсального единства. Таким образом, уже у первобытных людей и в архаических культурах существовало определенное ощущение присутствия и взаимосвязи с особой силой. На наш взгляд, было бы некорректным считать это простой моделью примитивного описания природных сил и их антропоморфизации, как это часто представляется в этнографических источниках, хотя, безусловно, это ощущение было тесно связано с чувством единства с силами природы (базовые модальности") и неким первоисточником силы Вселенной. Человеку было важно наладить отношение с этой силой, трудно описываемой словами и даже ощущениями, но незримо присутствующей в индивидуальном и коллективном сознании. В основном эти отношения могли строиться двумя путями - Интериоризация - Бог (вселенная, сила, Дао) ощущаются через себя и как естественная часто себя. Наиболее близкий аналог таких отношений - ощущения маленького ребенка в здоровой гармоничной семье. Для ребенка нет необходимости подкупать родителя, нравиться ему или соответствовать неким жестким установлениям. Родители в любом случае поддержат, накормят, обнимут или выкажут свою любовь другим способом. Если ребенок упал в реку, ему не нужно умолять отца или мать о помощи и, тем более, давать взамен какие либо обещания. Достаточно лишь привлечь их внимание. В такой семье важной задачей ребенка является сохранять контакт с родителями, учиться слушать и слышать друг друга и - просто развиваться, становиться умнее, смелее и... все больше и больше походить на родителей. Естественное формирование отношение к Богу при таком пути - любовь, благодарность. Материальный обмен - подарок, служение - то есть примерно то, что бы здоровый ребенок предложил от чистого сердца любящим родителям или учителям. Основная модель духовного пути - от экзистенциальных ощущений к социуму. Рост кластера осуществляется "снизу вверх". Первичным всегда является экзистенциальное ощущение тотальной безусловной любви, единства со всей вселенной (яркий пример - просветление Будды Гаутамы) и лишь затем это ощущение постепенно осмысляется и проводится на социально-адаптативный уровень. Ожидание от жизни и Бога - любовь, ощущения, поток жизни. Базовая модель обучения и образа действий - процессуальная. Важно понять, КАК жить и какие качества развивать для этого. Крайнее проявление - "цель - ничто, движение - все" Второй путь - экстериоризация. В этом случае речь идет об установления отношений с некой могущественной, Абсолютной, управляющей, но все же внешней силой. Эта сила предстает иногда как грозная и враждебная, иногда как нейтральная (и тогда задачей человека является просто склонить ее на свою сторону), иногда как покровительствующая по отношению к определенному роду или нации (Яхве). Естественно возможное формирование отношений с этой сил - исполнение правил и товарный обмен. В этом случае правильными действиями будут жертвоприношения (внешние или внутренние), акцент на написание и исполнение этических кодексов (контрактов с Богом). ............ |