Часть полного текста документа:Формирование познавательного интереса учащихся посредством занимательных рассказов по физике при изучении темы "Давление твердых тел, жидкостей и газов" Трущелева О.М., Студентка ФФ БГПУ В последние годы утвердился принцип оптимизации учебного процесса, имеющий большое значение в обеспечении эффективности обучения. Этот принцип позволяет из ряда возможных вариантов урока сознательно выбрать такой вариант, который в данных условиях обеспечит максимально возможную эффективность решения задач обучения школьников. В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы школьников. Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, идея формирования познавательных интересов учащихся является одной из самых значимых. Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Физика показывает учащимся гуманистическую ценность научных знаний, подчеркивая их особую нравственную роль. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям, так как только в этом случае можно достичь какого-то положительного эффекта. Наличие у школьников познавательных интересов способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышению эффективности обучения. Наличие у учащихся интереса к учению относится к тому ряду педагогических явлений, которые в большей степени определяются деятельностью учителя. Сочетание яркости, доходчивости и логичности изложения учебного материала, максимальная активизация, умелое использование самостоятельной работы учащихся, нахождение наиболее действенных средств влияния на личность ученика, высокая требовательность и доброжелательность издавна характеризовались как педагогический талант. Все чаще высказывается мысль, что главная функция учителя - это не передача знаний, а создание определенного эмоционального отношения к этим знаниям, которое обеспечит их активное восприятие и усвоение. Нельзя развить интерес к предмету, если полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит только к ситуативной заинтересованности на уроке. Поэтому при формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит такому средству как занимательные рассказы по предмету. Физика - наука интересная, но далеко не легкая. Я считаю, что дополнительные рассказы помогут лучше понять и полюбить этот предмет, они познакомят школьников с некоторыми новыми сторонами изучаемых в школе физических явлений. Знаете ли вы, кто первый ввел в русский язык термины "атмосфера" и "барометр"? Кого из насекомых можно назвать "изобретателем" водолазного колокола? Как образуется снег и лед? А знаете ли вы, что одно и то же физическое явление может быть полезным и вредным? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить, прочитав эти рассказы. ............ |